Эрмитаж представил публике масштабный проект «Искусство портрета. Личность и эпоха»
В Аванзале и Николаевском, самом большом парадном зале Зимнего дворца, 750 экспонатов — живопись, графика, скульптура, нумизматика, глиптика, фарфор, памятники археологии… Впервые представлена история портрета на протяжении четырех тысяч лет — от XX века до н. э. до наших дней.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Как отмечает Михаил Пиотровский, только энциклопедический музей масштаба Эрмитажа может создать выставку, представляющую через портрет все мировое искусство и почти всю историю человечества.
В Аванзале первые ее разделы: «Портрет и бессмертие», «Формулы власти» и «История эмоций». Они объясняют, почему появился портрет, какое место он занимал в жизни общества и человека.

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
— В таких выставках обычно не участвует археология. Но она имеет непосредственное отношение к портрету, — рассказывает куратор, заведующая отделом Античного мира Анна Трофимова. — Большой раздел археологии показывает происхождение портрета из древнего культа, из ритуала, из желания человека жить вечно. Эта функция портрета сохранялась всегда. Человек уходит, а его образ бессмертен. Портрет всегда был близок к правящей элите. Образ на монетах, медалях, парадных портретах транслировал власть. Мало кто замечал, что в разные времена лица людей выражают разные эмоции. Например, в Древней Греции — страсть и пафос. В японской культуре, в советском искусстве, в эпоху барокко, эпоху Возрождения — это все разные состояния, которые показывает портрет.
Основная часть выставки в Николаевском зале строится по большим разделам: «Древний Восток», «Античность», «Средние века», «Искусство Возрождения», «Новое время» и «Новейшее время». В пределах каждого — лучшие образцы искусства стран Запада и Востока, показанные рядом. С левой стороны зала линия Востока, с правой — Запада, Россия в центре. Такой подход дает возможность увидеть, что меняется, а что остается неизменным в жанре портрета, чем отличается восприятие человека в разных странах и в разных эпохах.

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Перед зрителем галерея, в которой соседствуют изображения Клеопатры VII и королевы Елизаветы II, иконописные лики и таштыкские посмертные маски, золотая маска Рескупорида и портрет миссионера Риччи…
В едином выставочном пространстве встречаются древнеегипетская статуя фараона Аменемхета III, бюст римского императора Филиппа Араба, знаменитая камея Гонзага, представляющая царственную пару династии Птолемеев, живописное изображение жены китайского сановника, портрет Фатх Али-шаха, медали Ренессанса, произведения западноевропейских и русских художников: Пьетро Перуджино, Лукаса Кранаха Старшего, Амброзиуса Гольбейна, Антониса Ван Дейка, Рембрандта Харменса ван Рейна, Диего Веласкеса, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Николая Ге, Ивана Крамского, Валентина Серова, скульптуры Жан-Антуана Гудона и Бориса Орловского. Современный взгляд на жанр демонстрируют работы известных мастеров XX — начала XXI века — художников Фрэнсиса Бэкона, Энди Уорхола, Владислава Мамышева-Монро, Билла Виолы, легендарных фотографов Анни Лейбовиц и Стива Маккари.
Присутствуют работы, которые можно увидеть впервые. Например, портрета поэта Иеремиаса де Деккера Рембрандта нет в постоянной экспозиции. Прямо перед выставкой музей купил портрет издателя Шмидта работы немецкого художника Ленбаха.
Интересен современный раздел, где несколько экспонатов предоставлено частными коллекционерами и галереями. Он демонстрирует, как развивается жанр.
Для работы известного мастера видео-арта Билла Виолы «Море безмолвия» создан небольшой кинотеатр. Актеры на видео медленно изображают разные эмоции. Можно заметить, что автор обращается и к голландскому групповому портрету, который экспонируется рядом.
«Эскиз к портрету» Фрэнсиса Бэкона транслирует эмоции отчаяния, агрессии и страха. В этом «портрете без лица» ощущается перекличка с великими работами Рембрандта, Тициана, Рубенса.
Современный петербургский художник Нестор Энгельке изобрел специальную технику. Изображения он вырубает топором на огромных досках. Невозможно не узнать силуэты русских классиков Толстого и Достоевского.
Завершает выставку зеркало XVII века. Старинная рама делает его похожим на картину. Изображение в зеркале нечеткое, но собственный портрет можно увидеть.
Возрастное ограничение 6+
Читайте также:
В Эрмитаже открылась выставка «Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама». К завершению реставрации»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (8057) от 16.12.2025 под заголовком «Портрет в зеркале времени».





Комментарии