Эрмитаж поделился планами выставок в регионах страны на этот год
Михаил Пиотровский рассказал, что главная задача музеев — хранить экспонаты, а потом уже показывать выставки. У Эрмитажа в отношении выставок своя стратегия. Проекты за пределами Петербурга — часть этой стратегии. В регионы Эрмитаж везет не экспонаты, а собственное присутствие.

ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Схема отработана — эрмитажные центры, система Эрмитажных дней. География широка, спутники музея работают в Выборге, Казани, Екатеринбурге, Оренбурге и Омске. Дни Эрмитажа в этом году пройдут в Волгограде, Екатеринбурге, Оренбурге, Калуге, Владивостоке, Казани, Омске, Уфе и Хабаровске.
У выставочной стратегии Эрмитажа три направления: «История России», «Диалог культур» и «Один шедевр из собрания музея». На пресс-конференции продемонстрировали анонсы ближайших выездных проектов.
По видеосвязи в пресс-конференции принял участие Музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова в Волгограде. Там только что впервые открылись Дни Эрмитажа. Их, как принято, сопровождает просветительская программа — лекции, экскурсии, виртуальное путешествие по Эрмитажу. Главным событием стала выставка «Фарфоровая Россия». Скульптура Павла Каменского». С экрана о ней рассказала ее куратор, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Екатерина Хмельницкая:
— Мы привезли в Волгоград небольшую, но очень значимую частичку эрмитажного собрания — фарфоровую серию фигур народностей России, исполненную в начале XX века по распоряжению императора Николая II. Это одна из самых масштабных серий в истории российского фарфорового производства: в создании каждой фигуры участвовали не только историки, но и антропологи и этнографы. Гости выставки смогут увидеть самые яркие из этих фигур.

В центре «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге Дни Эрмитажа начнутся 20 марта. На этот день запланировано открытие выставки «Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса. Золотой век фламандского искусства». Посетителей ждет увлекательный рассказ об Антверпене XVII века — центре притяжения для коллекционеров того времени.
— Зрители увидят работы Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса — полифонию жанров, в которой находится место и портретам, и пейзажам, и исторической живописи, — отметил куратор, младший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Владислав Статкевич.
Однако наша выставка покажет не только живопись Фландрии золотого века, но и увлекавшие современников произведения декоративно-прикладного искусства: ажурное кружево, затканные золочеными нитями шпалеры и прекрасные изделия из серебра и даже таких редких материалов, как раковина наутилуса и кокосовый орех.
Открывшийся в прошлом году центр «Эрмитаж-Евразия» в Оренбурге на этот раз примет выставку «Жизнь в замках и дворцах. Декоративно-прикладное искусство XVI – XVIII веков». Она начнет работу в начале июня в рамках очередных Дней Эрмитажа. По словам кураторов выставки, научных сотрудников отдела западноевропейского прикладного искусства Анастасии Кудриной и Дарьи Куликовой, рассказ о замках строится вокруг вещей, окружавших их обитателей. Процесс, как дворцовая культура постепенно сменяла замковую, продемонстрирует около трехсот самых разных предметов, многие из которых, в том числе недавние приобретения Эрмитажа, экспонируются впервые. В XVI – XVIII веках картины стоили дешевле, чем вещи, которые увидят жители Оренбурга: шпалеры и большие зеркала, иногда стоившие целые состояния, золото, бриллианты и часы. Конструкция выставочных залов в Оренбурге позволит показать даже осветительные приборы.
Еще одним новым городом в географии Большого Эрмитажа в этом году станет Уфа. Осенью в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова опять же в рамках Дней Эрмитажа откроются сразу две выставки — «Башкирская конница на службе отечеству» и «Конское снаряжение как зеркало Пазырыкской культуры».
О выставке одного шедевра из Пазырыка рассказала ее куратор, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Елена Степанова:
— Выставка камерная, на ней всего два предмета: узда и конская маска. Но эти вещи совершенно уникальные, таких в мире больше нет. Они входили в комплект снаряжения личного коня вождя, похороненного в Пятом Пазырыкском кургане, и датируются серединой III века до нашей эры. Культура Алтая скифского времени известна великолепной сохранностью предметов из органических материалов, которые были извлечены из мерзлоты, образовавшейся под огромными насыпями царских курганов.
В завершение пресс-конференции Михаил Пиотровский подчеркнул, что эрмитажные центры — не филиалы, куда музей привозит экспонаты за свой счет. Для них нужны желание и воля региональных властей. В результате совместной работы создается единое музейное пространство.
Читайте также:
Уголок Омана. В лектории Эрмитажа состоялся показ документального фильма «Кинжал»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7864) от 11.03.2025 под заголовком «География Большого Эрмитажа».
Комментарии