Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина рассказали о главных проектах этого года
Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина провели совместные перекрестные пресс-конференции, посвященные главным проектам этого года.
Фото Александра ДРОЗДОВА
В последних числах июня с разницей в один день в Петербурге откроется выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», а в Москве — «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых».
Знаменитых русских коллекционеров Эрмитаж и ГМИИ сообща славят не первый год. Выставки проходили в Эрмитаже, ГМИИ и дважды в Париже. Глава московского музея Марина Лошак, по видеосвязи принимавшая участие в пресс-конференции Эрмитажа, напомнила об успехе совместных проектов во Франции: «Венок выставок, который мы посвятили Щукину и Морозову, сформирован особенным образом. Нам очень хотелось, чтобы именно в Париже были показаны собрания обоих коллекционеров. До сих пор не верится, что выставки завершились с такими результатами. 1 250 000 человек пришли в 2016 – 2017 годах увидеть коллекцию Сергея Щукина в Париже — это был мировой рекорд. Мы очень беспокоились, как пройдет показ коллекции братьев Морозовых в 2021 – 2022 годах, во время закрытых границ и пандемии. Казалось невозможным перекрыть успех выставки Щукина. Однако нам это удалось: выставку коллекции братьев Морозовых посетили 1 300 000 человек, несмотря на все пандемийные ограничения. Эта часть задуманного нами плана осуществилась превосходно, и сейчас мы открываем уже финальные выставки на этом пути».
Михаил Пиотровский пообещал, что эрмитажная выставка о Щукине будет отличаться от тех, что видели парижане и москвичи. В Париже это был рассказ о великой истории искусства XX века. В нашей столице — о московских коллекциях и о Москве как городе коллекционеров.
— Наша выставка будет посвящена взгляду Щукина на новое искусство, — сказал директор Эрмитажа. — Его влияние на новую живопись модернизма огромно: это был не просто богатый русский бизнесмен, он во многом определял вектор развития искусства — не только своими заказами, но и капризами и замечаниями. И в судьбе самого Щукина, и в судьбе его коллекции было много драматического: но если бы не было такой жизни у Сергея Ивановича, то не было бы такого собрания.
Подробнее о том, что увидят посетители эрмитажной выставки, рассказал заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Михаил Дединкин.
Уникальность выставки в нашем городе определяет уже то, что в Эрмитаже хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо, Анри Матисса, которые не могут покидать музей по состоянию сохранности. Это позволит создать экспозицию, максимально близкую к оригинальной щукинской. Картины из собрания великого коллекционера, хранящиеся в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, впервые будут показаны в столь полном составе.
В манеже Малого Эрмитажа коллекция Щукина предстанет такой, какой ее видели современники в его доме, открытом для посещения в 1908 году как публичное музейное собрание. Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» объединит более 150 произведений. Это картины Сезанна, Гогена, Матисса, Моне, Ван Гога, Пикассо и других мастеров новой французской живописи. В особняке Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке каждому явлению в искусстве нового времени была отдана своя стена, а иногда и целая комната. Стену, на которой располагался Гоген, называли иконостасом. Организаторы обещают воссоздать так называемый иконостас Гогена.
Около 60 произведений прибудут из Москвы. В свою очередь Эрмитаж отправит 75 картин из собрания братьев Морозовых в столицу на выставку, посвященную этим русским коллекционерам.
Еще одна важная подробность. Пресс-конференция Эрмитажа проходила в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в Главном штабе. На время выставок около 200 картин покинут постоянную экспозицию. Но это не лишит зрителей удовольствия от посещения Главного штаба. Как говорит научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства куратор выставок Ольга Леонтьева, в своем собрании Щукин сформулировал ход истории искусства, который тогда ускользал от многих ценителей: от импрессионизма через отцов авангарда Ван Гога, Сезанна и Гогена к последним открытиям Матисса и Пикассо. Новая экспозиция Главного штаба строится по тому же принципу. Уже завершена работа в залах импрессионизма, постимпрессионизма, фовистов и группы «Наби». Они выглядят иначе. Так, в зале импрессионистического пейзажа впервые объединены картины Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7181) от 02.06.2022 под заголовком «Матисс опять переезжает».
Комментарии