Она всегда идет ва-банк. К юбилею Эры Зиганшиной

6 февраля в Доме актера состоится творческий вечер Эры Зиганшиной. Сегодня у актрисы юбилей. Народная артистка России, лауреат всех возможных театральных премий, она сыграла десятки ролей на сценах Петербурга и Москвы, много снимается и «звучит». И ничуть не ослабила градус бешеной энергии, коей отличалась в пору дебютов.

Она всегда идет ва-банк. К юбилею Эры Зиганшиной | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

В те годы школьницы влюблялись в героинь Анастасии Вертинской и Ларисы Голубкиной, мне же хотелось быть похожей на Маленькую разбойницу из фильма «Снежная королева». Слова Евгения Шварца про то, что «детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники», запали в душу именно благодаря тому, что были наглядно проиллюстрированы юной актрисой. В то же время девочка-сорвиголова вырвалась и на огромную сцену ленинградского Ленкома, куда ее определил непосредственный педагог - Г. А. Товстоногов. В его «Униженных и оскорбленных» и в спектаклях его учеников Эра отчаянно «зажигала», не теряясь ни рядом с обольстительной Натальей Теняковой, ни в дуэте с соответствовавшим своей фамилии Романом Громадским. В любой роли ее было видно и слышно.

Удивительно, как низкий, с волнующими нотами, «виолончельный» голос помещается в хрупкой женщине, напоминающей об Эдит Пиаф. Еще более удивительно, что Эра так и не сыграла этого парижского воробушка.

Зато голос пригодился героине любимого народом польского фильма «Ва-банк-2». А потом зазвучал по радио, что стало большим подарком тем, для кого литературные чтения и «театр у микрофона» остаются окном в мир. Ее чтение глав из книги «Жизнь - сапожок непарный» увлекало не меньше телесериалов. Драматическую судьбу Тамары Петкевич актриса проживала с таким накалом, что оторваться было невозможно.

Столь же напряженным был диалог Эры Зиганшиной с Ольгой Берггольц, чей «Запретный дневник» впервые зазвучал со сцены «Балтийского дома». Понятно, что после нее никто не решился заменить ее в этом спектакле. Как не нашлось ей замены и в роли Бабушки, которую любили и ненавидели все герои постановки «Похороните меня за плинтусом». Здесь ее темперамент был вулканическим, так что порой хотелось спрятаться под плинтусом. Но и жалость, сострадание она тоже вызывала, отчего сердце рвалось пополам.

Сердце артистки тоже не из железа. Однажды, несмотря на недомогание, она пришла играть «Старомодную комедию», но на сцену так и не вышла, потому что ее увезла «скорая помощь». Лишь спустя несколько месяцев они с Сергеем Паршиным вновь начали играть эту милую историю, которая так полюбилась публике.

В жизни актрисы театров и ролей не счесть. И чеховская Аркадина в опорковской «Чайке», и Кабаниха в «Грозе», и простушки, и королевы, девочки и старушки. Сегодня Эра Зиганшина - примадонна Александринского театра. Могла бы обрести степенность и академическую вальяжность. Однако стоит ее Бабуленьке из «Литургии Zero» появиться на сцене, в зале словно большая хрустальная люстра вспыхивает, и мы попадаем в самый центр Рулетенбурга, заражаемся азартом игры. И снова хочется ей подражать: если превращаться в бабушку, то именно в такую - властную, мудрую и полную жажды жизни. Актрисе и ее героиням покой даже не снится. На любой сцене, в любой труппе, с любым режиссером она остается все той же Маленькой разбойницей, хотя давно годится и в Атаманши.

#актриса #юбилей #творческий вечер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Эра всегда идет ва-банк».


Комментарии