Она всегда идет ва-банк. К юбилею Эры Зиганшиной

6 февраля в Доме актера состоится творческий вечер Эры Зиганшиной. Сегодня у актрисы юбилей. Народная артистка России, лауреат всех возможных театральных премий, она сыграла десятки ролей на сценах Петербурга и Москвы, много снимается и «звучит». И ничуть не ослабила градус бешеной энергии, коей отличалась в пору дебютов.

Она всегда идет ва-банк. К юбилею Эры Зиганшиной | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

В те годы школьницы влюблялись в героинь Анастасии Вертинской и Ларисы Голубкиной, мне же хотелось быть похожей на Маленькую разбойницу из фильма «Снежная королева». Слова Евгения Шварца про то, что «детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники», запали в душу именно благодаря тому, что были наглядно проиллюстрированы юной актрисой. В то же время девочка-сорвиголова вырвалась и на огромную сцену ленинградского Ленкома, куда ее определил непосредственный педагог - Г. А. Товстоногов. В его «Униженных и оскорбленных» и в спектаклях его учеников Эра отчаянно «зажигала», не теряясь ни рядом с обольстительной Натальей Теняковой, ни в дуэте с соответствовавшим своей фамилии Романом Громадским. В любой роли ее было видно и слышно.

Удивительно, как низкий, с волнующими нотами, «виолончельный» голос помещается в хрупкой женщине, напоминающей об Эдит Пиаф. Еще более удивительно, что Эра так и не сыграла этого парижского воробушка.

Зато голос пригодился героине любимого народом польского фильма «Ва-банк-2». А потом зазвучал по радио, что стало большим подарком тем, для кого литературные чтения и «театр у микрофона» остаются окном в мир. Ее чтение глав из книги «Жизнь - сапожок непарный» увлекало не меньше телесериалов. Драматическую судьбу Тамары Петкевич актриса проживала с таким накалом, что оторваться было невозможно.

Столь же напряженным был диалог Эры Зиганшиной с Ольгой Берггольц, чей «Запретный дневник» впервые зазвучал со сцены «Балтийского дома». Понятно, что после нее никто не решился заменить ее в этом спектакле. Как не нашлось ей замены и в роли Бабушки, которую любили и ненавидели все герои постановки «Похороните меня за плинтусом». Здесь ее темперамент был вулканическим, так что порой хотелось спрятаться под плинтусом. Но и жалость, сострадание она тоже вызывала, отчего сердце рвалось пополам.

Сердце артистки тоже не из железа. Однажды, несмотря на недомогание, она пришла играть «Старомодную комедию», но на сцену так и не вышла, потому что ее увезла «скорая помощь». Лишь спустя несколько месяцев они с Сергеем Паршиным вновь начали играть эту милую историю, которая так полюбилась публике.

В жизни актрисы театров и ролей не счесть. И чеховская Аркадина в опорковской «Чайке», и Кабаниха в «Грозе», и простушки, и королевы, девочки и старушки. Сегодня Эра Зиганшина - примадонна Александринского театра. Могла бы обрести степенность и академическую вальяжность. Однако стоит ее Бабуленьке из «Литургии Zero» появиться на сцене, в зале словно большая хрустальная люстра вспыхивает, и мы попадаем в самый центр Рулетенбурга, заражаемся азартом игры. И снова хочется ей подражать: если превращаться в бабушку, то именно в такую - властную, мудрую и полную жажды жизни. Актрисе и ее героиням покой даже не снится. На любой сцене, в любой труппе, с любым режиссером она остается все той же Маленькой разбойницей, хотя давно годится и в Атаманши.

#актриса #юбилей #творческий вечер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Эра всегда идет ва-банк».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?