Только на сайте

Эпопея русской кисти

Интеллектуальный клуб газеты «Санкт-Петербургские ведомости» - Лекторий - вновь предоставил читателям возможность посетить авторскую лекцию «Тайны и парадоксы картины «Последний день Помпеи». Гости редакции, слушая историю создания гениального полотна, одновременно подробно рассматривали различные фрагменты картины. 

Эпопея русской кисти | ФОТО Александра ИСУПОВА

ФОТО Александра ИСУПОВА

Специалист Русского музея и автор лекции, счастливая и увлеченная Светлана Конокотина, с энтузиазмом рассказывала про шедевр, делилась фотографиями, сделанными ею в Италии. Возможно, многие из нас побывали в музее под открытым небом - на руинах древнеримского города Помпеи. Тем более интересно ознакомиться с деталями создания эпического, почти документального полотна, принесшего заслуженную славу русской живописи.

«Последний день Помпеи» (1833), - одна из ключевых картин в истории отечественного искусства посвящена извержению вулкана Везувий в 79 году новой эры. За два дня от горячей вулканической массы и удушья, под пепельными хлопьями, разрушенными зданиями и падающими камнями погибло несколько тысяч человек. На долгие века Помпеи остались погребены под семиметровой толщей вулканического пепла. При этом отсутствие доступа кислорода позволило практически в первозданном виде сохраниться зданиям, улицам, фонтанам, статуям и телам… 

2.jpg

Посещение раскопок в 1827 году стало источником вдохновения для художника, мгновенно сделавшего наброски будущего шедевра. Ошеломленный зрелищем, Карл Брюллов писал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Шесть лет работал живописец над своим творением. В процессе подготовки к написанию картины он тщательно изучил исторические документы: воспоминания выжившего свидетеля катастрофы Плиния Младшего, письма известного римского историка Тацита. Исследовал материалы археологических  раскопок: архитектуру, предметы быта, скелеты, костюмы и украшения. Стремясь к максимальной достоверности, подлинности изображения, художник создавал множество эскизов, несколько раз менял композицию, стараясь в точности воссоздать реальность.

Результатом такой самоотдачи стало монументальное полотно, вызвавшее культурный шок у всей Европы. Убедительной реалистичности, точной передаче деталей извержения Везувия и землетрясения поражались сейсмологи и вулканологи. А историки с тех пор считают, что картина значительно способствует изучению древнеримской культуры.

3.jpg

Размер творения, сочетающего историю и искусство, - 30 квадратных метров. И, как это обычно бывает при создании шедевра, оно совместило в себе классическую технику с нарушением традиционных канонов. При написании полотна мастер объединил в одной работе принципы романтизма и классицизма. Эмоциональная нагрузка картины также являет контраст между паникой и спокойствием, а трагизм разрушения соседствует с внешней красотой персонажей. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - делился впечатлениями Гоголь.

Привлекают своей неповторимой разностью и характеры изображенных героев. Мастер обнажает состояние человеческих душ перед лицом неотвратимого бедствия. Благородство, помощь близким соседствует с низменными инстинктами. Здесь юноша, не желающий оставить слабую мать, и мародер, успевающий прихватить драгоценности. Животному страху языческого жреца, забывшего своих богов, противопоставляется мужество служителя новой веры, - христианского священника, надеющегося на воскресение. 

Отцы, матери, дети, старики и влюбленные, - все они кажутся нам живыми скульптурами благодаря мастерски переданной пластике - изображению человеческих чувств при помощи движения. Тут нашлось место и автопортрету самого автора, - спокойное выражение лица художника, несущего ящик с красками и кистями, олицетворяет человека совсем из другой эпохи, наблюдателя драмы. Подобный прием значительно усиливает эффект присутствия со стороны зрителя.

Гениально передано и световое решение, - Брюллов стремился к максимальной реалистичности в передаче игры светотеней: извержение огненной лавы осветило происходящее на заднем плане, а яркий блеск молнии озаряет переднюю часть сцены действа. Потрясающими спецэффектами автор усилил накал эмоций, драматизм, напряженность сюжета…

4.jpg

Итальянцы, превозносившие собственную живопись над мировой, изначально не верили в успех русского художника (хотя портретные работы Брюллова всегда были востребованы в Европе) и даже откровенно насмехались над проектом. После завершения картины те же итальянские ценители искусства называли живописца не иначе, как Великий Карл. Ведь наряду с созданием непревзойденного художественного творения этот Карл героизировал прошлое истории Римской империи.

С патриотическим подъемом картину приняли и на родине, в Петербурге. О произведении восхищенно отзывались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.И. Тургенев и множество других талантливых литераторов. Вальтер Скотт признался художнику: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это - эпопея…». 

Русская живопись благодаря Карлу Брюллову окончательно перестала считаться ученицей великой итальянской школы. Почитатели искусства из разных стран называли полотно лучшей картиной столетия. А поэт Евгений Баратынский выразил всеобщее признание Мастеру известными строками:

«Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!»

#лекторий #Светлана Конокотина #«Последний день Помпеи»

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.