2Vtzqv4Hz9U

Эпоха курганов и находок. Востоковеду и историку Николаю Веселовскому посвятили выставку в Эрмитаже

В Эрмитаже в залах Средней Азии на первом этаже Зимнего дворца развернута выставка «Эпохи, курганы, находки» (6+), приуроченная к 175‑летию со дня рождения востоковеда, историка и археолога Николая Ивановича Веселовского (1848 – 1918).

Эпоха курганов и находок. Востоковеду и историку Николаю Веселовскому посвятили выставку в Эрмитаже | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как пишет в статье к каталогу Михаил Пиотровский, археология — наука, связанная с приключениями, в ней всегда есть фактор везения, удачи. Веселовский был на редкость везучим археологом. С его именем связаны открытия таких известных археологических памятников, как курганы Майкопский и Солоха, Новосбодненские, Келермесские, Разменные. Раскопками Веселовского было положено начало археологическому исследованию древних городов Средней Азии.

— Веселовский 29 лет работал в Императорской археологической комиссии. Он был первооткрывателем, — рассказывает куратор выставки старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Эрмитажа Татьяна Рябкова. — Только на Кубани им раскопано более 500 курганов. Это была эпоха Веселовского. Благодаря работам в археологии, не будучи знатным по рождению, он получил звание потомственного дворянина.

Выставка организована таким образом, что от биографии Веселовского вначале зритель перемещается по основным вехам его жизни. Открытые им археологические культуры — майкопская, скифская, древности Золотого кладбища, средневекового Белореченского могильника и другие представлены в двух залах. Еще один зал посвящен раскопкам Веселовского в Средней Азии. С них началась работа по изучению исламских памятников.

Самый большой экспонат выставки — резные двери из Гур-­Эмира (мавзолей Тамерлана).

Завершает выставку раздел о судьбе археологических находок Веселовского в Эрмитаже. Находки Келермеса, Огуза, Солохи, Елизаветинских и Ульских курганов, Золотого кладбища, Белореченских курганов, Мощевой балки стали частью собрания музея. Как и вещи, которые он покупал на деньги от Императорской археологической комиссии на черных рынках, сохраняя тем самым их для науки и будущих поколений. С 1918 года, с тех пор как археолог ушел из жизни, они хранятся в музее, исследуются, участвуют в выставках.

Юбилейная выставка объединила больше 200 экспонатов. Есть несколько знаковых вещей из Золотой кладовой, но, как поясняет куратор, целью было показать то, что обычно трудно увидеть. У каж­дой из этих вещей своя история, нередко похожая на детектив.

В витрине ритон — питьевой рог IV в. до н. э. — апогей развития скифской культуры в Крыму. Он из кургана, который был раскопан на земле помещицы Талаевой. Ритон изготовлен из рога благородного оленя и окован серебром. Чтобы вещь можно было выставить, реставратор собрала ее буквально из обломков. Впервые рог склеил Веселовский.

Рядом замечательный золотой гребень рубежа V – IV в. до н. э. с изображением батальной сцены. Вещь известная, ездит по выставкам, хранится в Особых кладовых. Гребень найден в кургане Солоха, который Веселовский раскапывал в 1912 – 1913 годах. Гребень — совершенное произведение греческого искусства. Композиция повторяет композицию знаменитого Парфенона. До наших дней вещь дошла неповрежденной.

В отдельной витрине комплекс предметов, часть которых Веселовский купил в 1895 году у купца-перекупщика, которому они были переданы в залог. Веселовский узнал, что в станице Крымская грабят курганы, приехал, увидел два разграбленных скифских кургана. В одном из них он собрал обломки бронзового шлема VII в. до н. э. (половина шлема в витрине). Здесь же золотая диадема, их надевали на войлочные колпаки скифские владыки, подчеркивая свой статус. Рядом украшения в виде подвесок. Качество их изготовления демонстрирует высокий уровень ювелирной мастерской. Камни и техника такие же, как у украшений женщин царского рода, погребенных в ассирийской столице Ниневия.

За стеклом соседней витрины много вещей: сосуды, украшения, колокольчики. В центре блестит золотом знаменитый Скифский олень из 1‑го Разменного (Костромского) кургана. В VII в. до н. э. он служил украшением чехла для колчана лука со стрелами. Вещь уникальная, эпохи звериного стиля. Сделал его, скорее всего, художник, знакомый с традициями Передней Азии. Он не был скифом, но создал символ скифской культуры.

На Кубани Веселовский начал работать, когда эти земли присоединили к Российской империи. Местное население уехало в Турцию, опустевшие аулы заселяли люди пришлые. Действовал почти легальный рынок по сбыту древностей. Раскопкам Веселовского предшествовала переписка. В витрине копии документов, в них археолог рассказывает начальству области о том, что творится, просит принять меры от расхищения курганов на казенных землях.

— История имеет продолжение. Этот курган в наши дни исследовала археологическая экспедиция Эрмитажа, — рассказывает Рябкова. — Работали три года, курган раскопали заново. Нашли следы экспедиции Веселовского, дополнили его отчеты. В последнем зале выставки есть об этом витрина. Человек, которому посвящен курган, мог быть воином, погибшим на чужбине, или вождем кочевого объединения. Эрмитажные археологи нашли несколько жертвенных ям с черепами животных — небольших табунов лошадей. Курган — не просто насыпь земли, это способ восстановить гармонию, нарушенную из‑за ухода из жизни важного члена коллектива. Курган создавался как архитектурное сооружение. В несколько этапов насыпали землю, укрепляли, проливали водой, забивали глиной. Курган стоит на водораздельном хребте, его видно отовсюду.

Нельзя пройти мимо витрины со знаменитой Панафинейской амфорой. В 1913 году недалеко от современного Краснодара Веселовский раскопал Южный Елизаветинский курган. Под ним в каменном склепе был захоронен, видимо, местный вождь варваров. Захоронение было разграб­лено, но две доски, подпирающие стенку сооружения, сохранились. Там и стояла амфора с изображением сцены кулачного боя, которую грабители не заметили. Она сделана в V в. до н. э., до наших дней дошла без утрат. На Панафинейских играх в Афинах такие амфоры, наполненные оливковым маслом, вручались победителю. Местный вождь не мог участвовать в соревнованиях, куда допускались только греки. Какую‑то часть амфор, видимо, на Кубань привозили, продавали. Человек, похороненный в кургане с такой роскошью, вероятно, был поклонником римской культуры. У него в могиле кроме амфоры были два кратера для смешивания вина и сосуд для воды с изображением сцен брачного пиршества. Остальное в захоронении варварское — огромные мечи, 200 лошадей, слуги, женщины…

Веселовского часто упрекают в том, что он копал быстро и некачественно. В копии документа, представленного на выставке, есть перечень его обязанностей: доставлять в Императорскую археологическую комиссию отчет, опись и вещи, из которых самые красивые представлять императору. О фотофиксации, чертежах упоминаний нет. Археологическая наука только начиналась.

Читайте также:

Музыкальная прогулка. В Эрмитаже открывается XIII сезон проекта «Петербургские набережные»

«Как избавиться от страданий». Эрмитаж продолжает сотрудничество с театром


#выставка #Эрмитаж #Восток

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7766) от 09.10.2024 под заголовком «Эпоха курганов и находок».


Комментарии