Эмансипация балета

Фестиваль «Дягилев. P. S.» продолжает удивлять петербуржцев и специально приехавших гостей своей изысканной программой, события которой зачастую происходят впервые в России.

Эмансипация балета  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Имя Дягилева связано в первую очередь с искусством балета, это он сквозь свой «магический кристалл» увидел и предначертал пути развития хореографии начала ХХ века. Художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица обладает удивительной способностью отыскать на огромной «балетной карте» мира труппы, которые еще никогда не появлялись на петербургской сцене и представляют интерес и для зрителей, и для профессионалов. Балетные вечера фестиваля открылись на сцене Молодежного театра на Фонтанке спектаклем «Коко Шанель», посвященным жизни и творческим открытиям выдающегося французского модельера, чей стиль стал символом раскрепощения и эмансипации женщины. Спектакль представила Компания Ульрике Кваде из Амстердама.

Спектакль поражает сочетанием кукольного театра с пластикой и танцевальными «вставками» кукловодов. Кукла-Шанель, созданная Ульрике Кваде, существо яркое, дерзкое, остроумное. «Я придумала свою жизнь, потому что моя жизнь мне не нравилась», - заявляет она. Спектакль не ставит целью подробно изложить биографию Коко. Как вспышки памяти возникают эпизоды из жизни знаменитой героини, образ которой появляется перед зрителем то с помощью разнообразных кукол, то с помощью белой рубашки и черной шляпы, которыми виртуозно управляют артисты. Декорации, созданные Йо Стрёмгреном, погружают сцену в мир пышных тканей и вещей, из складок которых то и дело появляется Коко, повествующая о своей жизни афоризмами, придуманными ею вместе с возлюбленным. Как известно, Шанель освободила женщин от корсета, эта сцена «эмансипации тела» полна изобретательности и юмора: маленькая кукла-Шанель постепенно и с удивительным изяществом расшнуровывает корсет на теле своего кукловода, любуясь результатами работы и лукаво посмеиваясь над обывателями, подсматривающими за процессом из-за кулис.

Балетный вечер продолжила труппа Norrdands из города Хернёсанда на севере Швеции. Цель небольшого коллектива - показать современный танец во всех его формах, ориентируясь на вкусы и интересы молодых людей. Художник Дженни Нордберг одела танцовщиков в черные костюмы, а в центре сцены поместила дерево, верхушка которого давно спилена. Но ствол жив, в нем текут соки, а черная покрывающая его листва хранит множество тайн и напоминает о былом могуществе исполина. Хореограф Мартин Форсберг назвал свой балет «АВ 3», где цифра 3 выражает шаткое равновесие, «нечетное» состояние мира, в котором гармония сменяется хаосом, а порядок - распадом и страданиями. Танцовщики постоянно преображаются пластически: то это толпа веселых поселян, то ритуальная процессия, окружающая таинственное дерево, то впадающая в болезненный транс группа душевнобольных. Танец балета также меняет окраску - стремительные прыжки, бешеные верчения, тревожные взмахи рук уступают место меланхолической кантилене, а стройные построения тел - резким падениям и изломанным линиям.

Pas de Danse, второй балет, показанный той же труппой, сочинен выдающимся хореографом ХХ века Матсом Эком, чьи версии классических балетов вошли в историю мировой хореографии. Уйдя на пенсию, хореограф дал право исполнять его произведения лишь нескольким труппам, среди них - Norrdans. Pas de Danse - фрагмент балета Матса Эка «Плоские пастбища», где привольно царит народный танец с его юмором, гротеском, удалью, - оптимистичный, радостный финал балетного вечера.

#фестиваль #«Дягилев. P. S.» #балет

Комментарии