Элементарные радости

Самое эстетское в истории Берлинале жюри вручило награды самым радикальным и провокационным фильмам об элементарных, на самом деле, радостях. Кинокритик, киноархивист, композитор и продюсер провокационных фильмов (Стефани Захарек, Чемо Прадо, Ручи Сакамото, Адель Романски) явно взяли верх над режиссером и актрисой (Том Тыквер, Сесиль де Франс) - вот как получилось, что главные призы отчасти отданы дебютантам. Фильмы которых, впрочем, далеко не наивны или восторженны, как это часто бывает с первыми работами, но представляют собой художественные кинотрактаты высокого образца.

Элементарные радости | ФОТО Maurizio Gambaribi DP/ТАСС

ФОТО Maurizio Gambaribi DP/ТАСС

«Не трогай меня» румынского режиссера Адилы Пентилие - «Золотой медведь» за лучший фильм. Слухи об этом полудокументальном исследовании проблем тела, возбуждения, подавления, фобий - поражений и побед на ниве «свистящего слова «секс» (набоковская формулировка) - поползли с первых дней фестиваля. В основе повествования - диалог режиссера (она снимает саму себя на экране контроля изображения, и это становится своего рода «четвертой стеной») и главной героини фильма: пятидесятилетней дамы, которую беспокоит собственная нечувствительность и боязнь/неприятие телесных контактов. Далее возникает своего рода документальный пасьянс, который складывается из акций ее потенциальных партнеров. Исходя из драматургии их, скорее, можно назвать, психо-секс-тренерами. Режиссер насупленно (беда, что в фильме совсем нет иронии) наблюдает за происходящим, но - надо отдать должное - не отступает перед своей задачей анализировать и деконструировать границы телесного опыта. Среди героев - Хенрик со спинально-мышечной атрофией (заметим, он дает фору прочим персонажам как в деле альковных радостей, так и здравого смысла), Томас с очаговой алопецией (дистрофия волосяного покрова). Режиссер стоит на позиции принципиально открытого взгляда на физиологию и психологию человека, отвергая поверхностные и в общем-то действительно погрязшие в лицемерии понятия о «красивом — некрасивом», «здоровом — нездоровом», «свободном — несвободном», не говоря о «геноцидного рода» практике журналов моды. Получая берлинского «Золотого медведя», Адила Пентилие сказала, что награда для нее совершенно неожиданна. Она, конечно, лукавила. Очевидно, что с такими здоровыми революционными амбициями ее победные фестивальные шествия берут быстрый старт.

«Серебряный медведь» за «Открытие новых перспектив» отдан, как ни странно, традиционной в своем безукоризненном психологизме печальной клоунаде бытия - «Наследницы» парагвайца Марчелло Мартинесси; и это тоже дебют. Две дамы прожили вместе три десятилетия в любви и относительном согласии, и вот их настигло разорение: фамильные ценности уходят с молотка. Чикита - та, кто всю жизнь отвечала за практическую сторону вопросов, оказывается в тюрьме. Чела, наслаждавшаяся прекрасно организованным живописным орнаментом рутины, вынуждена делать первые в жизни самостоятельные шаги, которые превращаются в кавалькаду праздных гэгов и романтических экспериментов. Актриса, исполнившая главную роль, Анна Брюн, тоже получила награду.

«Серебряный медведь» и «Гран-при» жюри отправился к польке Малгожате Шумовской и ее фильму «Рожа». Социальная саркастическая трагедия-буфф, в которой режиссер историей про трансплантацию лица (герой попал в аварию, после операции он полностью неузнаваем) одним махом иронизирует над католицизмом, фанатизмом, консюмеризмом и культурной ограниченностью всех мастей.

«Наш мир - это одна большая коробка с детскими игрушками», - сказал Уэс Андерсон, чей мультфильм «Остров собак» получил награду за лучшую режиссуру. И совершенно заслуженно - он сверкал остроумием и выдумками, сюда же «упакованы» темы экологии и антидеспотизма. Все вместе - элементарное удовольствие от кино, о чем не забыло жюри. Икона комедии Билл Мюррей (озвучивал одного из четвероногих персонажей) получал приз за режиссера и отметил: «Вот уж никогда не думал, что на съемочной площадке сыграю собаку, а домой вернусь под ручку с медведем...».

Художник-постановщик картины «Довлатов» Елена Окопная получила «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад в фильм.

#Берлинале #награды #лауреаты

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.