Элементарные радости

Самое эстетское в истории Берлинале жюри вручило награды самым радикальным и провокационным фильмам об элементарных, на самом деле, радостях. Кинокритик, киноархивист, композитор и продюсер провокационных фильмов (Стефани Захарек, Чемо Прадо, Ручи Сакамото, Адель Романски) явно взяли верх над режиссером и актрисой (Том Тыквер, Сесиль де Франс) - вот как получилось, что главные призы отчасти отданы дебютантам. Фильмы которых, впрочем, далеко не наивны или восторженны, как это часто бывает с первыми работами, но представляют собой художественные кинотрактаты высокого образца.

Элементарные радости | ФОТО Maurizio Gambaribi DP/ТАСС

ФОТО Maurizio Gambaribi DP/ТАСС

«Не трогай меня» румынского режиссера Адилы Пентилие - «Золотой медведь» за лучший фильм. Слухи об этом полудокументальном исследовании проблем тела, возбуждения, подавления, фобий - поражений и побед на ниве «свистящего слова «секс» (набоковская формулировка) - поползли с первых дней фестиваля. В основе повествования - диалог режиссера (она снимает саму себя на экране контроля изображения, и это становится своего рода «четвертой стеной») и главной героини фильма: пятидесятилетней дамы, которую беспокоит собственная нечувствительность и боязнь/неприятие телесных контактов. Далее возникает своего рода документальный пасьянс, который складывается из акций ее потенциальных партнеров. Исходя из драматургии их, скорее, можно назвать, психо-секс-тренерами. Режиссер насупленно (беда, что в фильме совсем нет иронии) наблюдает за происходящим, но - надо отдать должное - не отступает перед своей задачей анализировать и деконструировать границы телесного опыта. Среди героев - Хенрик со спинально-мышечной атрофией (заметим, он дает фору прочим персонажам как в деле альковных радостей, так и здравого смысла), Томас с очаговой алопецией (дистрофия волосяного покрова). Режиссер стоит на позиции принципиально открытого взгляда на физиологию и психологию человека, отвергая поверхностные и в общем-то действительно погрязшие в лицемерии понятия о «красивом — некрасивом», «здоровом — нездоровом», «свободном — несвободном», не говоря о «геноцидного рода» практике журналов моды. Получая берлинского «Золотого медведя», Адила Пентилие сказала, что награда для нее совершенно неожиданна. Она, конечно, лукавила. Очевидно, что с такими здоровыми революционными амбициями ее победные фестивальные шествия берут быстрый старт.

«Серебряный медведь» за «Открытие новых перспектив» отдан, как ни странно, традиционной в своем безукоризненном психологизме печальной клоунаде бытия - «Наследницы» парагвайца Марчелло Мартинесси; и это тоже дебют. Две дамы прожили вместе три десятилетия в любви и относительном согласии, и вот их настигло разорение: фамильные ценности уходят с молотка. Чикита - та, кто всю жизнь отвечала за практическую сторону вопросов, оказывается в тюрьме. Чела, наслаждавшаяся прекрасно организованным живописным орнаментом рутины, вынуждена делать первые в жизни самостоятельные шаги, которые превращаются в кавалькаду праздных гэгов и романтических экспериментов. Актриса, исполнившая главную роль, Анна Брюн, тоже получила награду.

«Серебряный медведь» и «Гран-при» жюри отправился к польке Малгожате Шумовской и ее фильму «Рожа». Социальная саркастическая трагедия-буфф, в которой режиссер историей про трансплантацию лица (герой попал в аварию, после операции он полностью неузнаваем) одним махом иронизирует над католицизмом, фанатизмом, консюмеризмом и культурной ограниченностью всех мастей.

«Наш мир - это одна большая коробка с детскими игрушками», - сказал Уэс Андерсон, чей мультфильм «Остров собак» получил награду за лучшую режиссуру. И совершенно заслуженно - он сверкал остроумием и выдумками, сюда же «упакованы» темы экологии и антидеспотизма. Все вместе - элементарное удовольствие от кино, о чем не забыло жюри. Икона комедии Билл Мюррей (озвучивал одного из четвероногих персонажей) получал приз за режиссера и отметил: «Вот уж никогда не думал, что на съемочной площадке сыграю собаку, а домой вернусь под ручку с медведем...».

Художник-постановщик картины «Довлатов» Елена Окопная получила «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад в фильм.

#Берлинале #награды #лауреаты

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?