Элементарные частицы «Радуги»

В ТЮЗе имени Брянцева завершился XVI международный театральный фестиваль «Радуга». Он давно уже не позиционирует себя исключительно как фестиваль спектаклей для подростков (на чем настаивал поначалу) и потому совершенно свободен в отборе участников программы.

Элементарные частицы «Радуги» | Театр «Коноситаями» из японского города Киото привез на фестиваль свою версию водевиля А. П. Чехова «Медведь».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. А. А. Брянцева В ТЮЗе имени Брянцева

Театр «Коноситаями» из японского города Киото привез на фестиваль свою версию водевиля А. П. Чехова «Медведь».
ФОТО предоставлено пресс-службой ТЮЗа им. А. А. Брянцева В ТЮЗе имени Брянцева

Возможности большинства культурных форумов в этом сезоне оказались куда скромнее, чем в былые годы. Краски нынешней «Радуги», пожалуй, тоже выглядят несколько более блеклыми, чем тогда, когда в Петербург привозили спектакли Тимофея Кулябина, Гжегожа Яжины и незабываемые «Африканские сказки Шекспира» Кшиштофа Варликовского (бывший детский фестиваль тогда поднял собственную планку на высоту, недостижимую и для куда более именитых смотров). Но в целом традиционное «радужное» многоцветие оказалось соблюдено: в программе был явный хит – спектакль «Не забывай меня» Филиппа Жанти в жанре «нового цирка» (его приезду изрядно способствовало одновременное участие в московском Чеховском фестивале), а также непременные гости из Литвы и Польши, московский РАМТ (как современный флагман театров для детей и молодежи), стойкие провинциальные театры и немного восточной экзотики (в этом году приехали коллективы из Японии и Китая).

Если фантастические представления «нового цирка» универсальны и способны украсить любую театральную программу (вне зависимости от ее концепции), то этого нельзя сказать о большинстве сугубо драматических спектаклей. Но именно поэтому они представляли на «Радуге» особый интерес.

Не на каждом фестивале так точно прозвучит спектакль варшавского театра Studio «Двое бедных румын, говорящих по-польски» по теперь уже известной и в России пьесе Дороты Масловской. Это третьи «Бедные румыны» на «Радуге» – до этого своими версиями остроумного и жестокого абсурдистского текста культового польского автора делились российские театры. Путешествие двух неприкаянных молодых душ по глухим дорогам польской провинции, ведущим не столько в Варшаву, сколько в инфернальное зазеркалье, в исполнении театра Studio оказалось веселой комедией с переодеваниями, куколками – дублерами героев и неожиданно трагическим финалом.

Но самое занятное тут то, что для обычного среднего польского театра эта роскошная пьеса, к которой у нас принято относиться с некоторым пугливым благоговением, стала вполне обыденным, хотя и не лишенным приятности опытом. Мораль в том, что сложные современные тексты должны запросто входить в репертуар, становясь привычным элементом сегодняшней театральной культуры. Только так из раздела «экспериментов» (от которых легко отмахнуться) они попадут в разряд мейнстрима, дав новый импульс к развитию театрального искусства. Великий польский театр, за режиссерскими достижениями которого в России следят с неослабным вниманием (на всех фестивалях), славен своим вошедшим в привычку бесстрашием.

Не менее смелую – хотя и совершенно в ином роде – историю предложили «Радуге» литовцы. Вильнюсский городской театр показал шекспировского «Юлия Цезаря» в постановке молодого режиссера Артураса Ареймы. От трагедии Шекспира тут оставили то, что понравилось. Понравилась моральная амбивалентность политического убийства. Молодые актеры не стали рядиться ни в римские тоги, ни в елизаветинские платья, ни даже (что давно уже составляет особую и весьма почтенную традицию) в усредненно-современные костюмы, подчеркивающие положение персонажа на социальной лестнице. Герои спектакля – вполне узнаваемые офисные клерки, менеджеры средней руки (про таких «манагеров» пьесы пишут). Смешливые молодые люди, склонные к праздности, дурацким розыгрышам и эпатирующим шуткам, изрядно позабавили публику.

«Убийство Цезаря» для них – маленький переворот в конторе, сам Цезарь – самовлюбленный зарвавшийся начальник, который мал и мерзок точно так же, как и любой другой здесь. Немножко попинав, его заколют ножницами для бумаги. Офисную шутку продолжит мятежный гитарист, до поры обретавшийся в уголке: он без устали делился с залом своими подростковыми переживаниями (не прибегая к Шекспиру, разумеется), а в финале объявил себя императором Октавианом Августом и принялся строить гомерически смешные планы по превращению Литвы в великую империю. План был маниакально подробен, феерически глуп и стоил всех других, ему подобных.

Не сработали должным образом на «Радуге» предполагаемые хиты: в «Доме Бернарды Альбы» Евгения Марчелли («Тильзит-театр») случилось нечто «маловысокохудожественное». Режиссер, известный своим умением работать с актрисами и всячески постигать женскую суть, запустил в закрытый дом Бернарды Альбы не предусмотренных автором мужчин – в самом комическом виде. Упомянутые в тексте Федерико Гарсиа Лорки «жнецы» появились на сцене в нарядных одежках и колпачках, делающих их похожими на немолодых поварят, и затянули сначала «Беса ме мучо!», а потом, раздухарившись, грянули «Не для меня придет весна!» Неумолимой Бернарде оставалось лишь молча указать изнывающим без мужчин дочерям пальцем на группу этих странных малосимпатичных существ, чтобы девочки уже совершенно добровольно заперлись в доме навсегда, продолжая покорно лепить свои пельмени (гастрономическая шутка режиссера). Но властная мать ничего подобного не сделала, поэтому пельмени в доме Альба до самого конца лепились с тяжелым чувством протеста.

Самым, пожалуй, точным попаданием в фестивальный формат (если все-таки иметь в виду подросткового зрителя) оказался спектакль Семена Александровского «Элементарные частицы» по пьесе Вячеслава Дурненкова, поставленный им в новосибирском театре «Старый дом». Пьеса сделана методом «вербатим» – это реальные монологи реальных персонажей, записанные и обработанные автором. Герои «Элементарных частиц» – молодые ученые, на рубеже 60-х годов затевающие грандиозный проект города будущего, где служение науке станет образом жизни для горожан, а сама эта жизнь, разумно и счастливо устроенная, будет полна восхитительной новизны. Неизбежные организационные и бытовые трудности принимались в расчет, однако, разумеется, должны были отступить перед величием человеческого разума и здравого смысла. Похоже, что прошедшее время в воспоминаниях жителей Академгородка в тексте пьесы было изменено на будущее – и высокие мечты молодых героев, за чаем в узком дружеском кругу строящих великие планы по переустройству мира, начали от этого выглядеть вполне реалистическими. Самый свободный в мире город-сад готов воплотиться.

Но вскоре чистое сияние энтузиазма блистательных ученых (не сыгранных, но лишь обозначенных актерами) рассеется. Над площадкой, где так хорошо было пить чай и рассуждать о высоком, пойдет нескончаемый дождь. Место счастливых воспоминаний займут обыденные, советские: «физики» и «лирики» вовлечены в омерзительные разбирательства по поводу каких-то диссидентских писем, должны клясться в верности партии и правительству, предавать товарищей, доносить на коллег, отрекаться от друзей – или прощаться с научными карьерами. Многие так и делают. Дождь усиливается, город-сад рискует смести потопом, а следы мечтателей – смыть навсегда.

Радуга в финале новосибирского спектакля не предусмотрена – это было бы и слишком сентиментально, и явно преждевременно. Но где и ждать конца дождя, как не на фестивале «Радуга»?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 {5480} от 17.06.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.