Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.  

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы | Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

Иллюстрация Andrea-Danti/shutterstock.com

На прошлой неделе социальные сети взорвала новость о присуждении Анне Старобинец премии «Еврокон» в номинации «Лучший писатель-фантаст Европы». 

Помимо традиционного «а кто такая Старобинец и что она написала?» было сказано немало нелестного в адрес самого «Еврокона». Договорились до того, что премия - малозначительная, вручили ее исключительно по политическим соображениям, и вообще не стоит обращать внимание на этот мелкий эксцесс. Что, в общем, нормально: обесценить решение, которое принято без твоего участия и вопреки твоему желанию, к сожалению, естественная реакция для творческой среды. Но хотелось бы все-таки разобраться с фактами и расставить некоторые точки над «ё».

Чтобы понять, почему ситуация с Анной Старобинец, с одной стороны, исключительная, а с другой - не то чтобы совсем небывалая, надо в общих чертах понять, как устроена премия Европейского общества научной фантастики (сокращенно ESFS). «Еврокон» - фестиваль уникальный: каждый год он проходит в новой стране, в новом городе, на базе очередного национального конвента любителей фантастики, с разным опытом и традициями. Иногда на «Евроконе» собираются сотни человек, иногда - тысячи, порой большинство участников говорят на одном языке, чаще - на полутора-двух десятках разных. Россия, к слову сказать, удостоилась чести провести этот конвент дважды, один раз в Москве, один - в Санкт-Петербурге.

Неизменным остается только протокол вручения премий ESFS. По строгим правилам Европейского общества, каждая национальная делегация имеет право составить свой список претендентов - победители же определяются по результатам голосования всех этих национальных делегаций. Львиная доля призов, как правило, достается принимающей стороне: например, на московском «Евроконе» 2008 года в Зал славы вошел писатель Александр Громов, на киевском в 2006-м - Генри Лайон Олди (под этим псевдонимом работают Дмитрий Громов и Олег Ладыженский из Харькова), а в 2013-м, на следующем киевском «Евроконе», - Андрей Валентинов.

Шансы кандидата заметно возрастают, когда представители республик бывшего СССР выступают за него единым фронтом. Тут важно, чтобы не возникло конфликта интересов - и чтобы «бывшие советские» без проблем добрались до места проведения конвента. В 1994 году, когда «Еврокон» прошел в городе Тимишоара (Румыния), главной награды ESFS удостоился киевлянин Борис Штерн, в 2003-м в Турку (Финляндия) - Сергей Лукьяненко, а в 2004-м в Пловдиве (Болгария) - Ник Перумов.

В 2018 году «Еврокон» вручался не в Восточной Европе и даже не в Скандинавии, а во Франции в городе Амьен. Анна Старобинец не приезжала на конвент, не имела возможности повлиять на ход голосования или гордо отказаться от премии и вообще узнала о награждении постфактум. Кроме нее на эту награду претендовали не последние авторы из Франции, Германии, Австрии, Ирландии, Италии и с Украины. Не самый удачный расклад для кандидата от России. Но только на первый взгляд.

Отечественные любители фантастики не очень хорошо знают странную, некомфортную, наполненную тревожными образами прозу Старобинец. Объясняется это просто. Московская писательница не публиковалась в сериях с «говорящими» названиями «Звездный лабиринт», «Русская фантастика» или «Фантастический боевик», не участвовала в «дискуссиях о жанре» на страницах профильных журналов, не зажигала на постсоветских конвентах. В ее библиографии всего три условно-фантастических романа и три сборника «малой формы». Ну а о том, что происходит за пределами «фантастического» комьюнити, наши ценители жанра следят не слишком внимательно.

Зато изобретательную, нетривиальную прозу Анны в отличие от книг большинства ее коллег по перу переводят в Испании, Великобритании, Франции. В Европе Старобинец знают, читают, обсуждают. О ее книгах благосклонно отзываются критики и писатели, в том числе Кристофер Прист, автор «Опрокинутого мира», «Престижа» и «Архипелага Грез». Более того, ее произведения уже выдвигались в Испании на «505 по Кельвину» и премию Игнотуса, а во Франции - на «Большую премию воображения», премию Грэма Мастертона и «Имажиналии». И не только фигурировали в шорт-листах. В 2013 году Анна Старобинец удостоилась Premios Nocte (Испания) за повесть «Переходный возраст», а в 2017-м - Prix Imaginales (Франция) за роман «Убежище 3/9».

«Еврокон-2018» - абсолютно логичное продолжение этого ряда. Премия вполне заслуженная: за нетривиальные, толково переведенные тексты, а не за красивые глаза. И, если уж по гамбургскому счету, это не самая престижная европейская награда в коллекции Старобинец. И наверняка не последняя - если Анна не бросит писать прозу, которую можно с той или иной степенью уверенности назвать «жанровой».

#литература #премии #фантастика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6247) от 01.08.2018 под заголовком «Эксцесс или закономерность?».

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.