Экспонаты отечественных музейных собраний вернулись из Парижа в Россию

Завершилась транспортировка в Россию из Парижа картин, графических работ и скульптур из отечественных музейных собраний, принимавших участие в выставке в Париже.

Экспонаты отечественных музейных собраний вернулись из Парижа в Россию | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Выставка «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» проходила с 22 сентября прошлого года по 3 апреля года нынешнего в столице Франции в здании фонда Louis Vuitton. Она представляла 67 работ из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, 65 — из Эрмитажа, 33 — из Третьяковской галереи и 2 — из Русского музея. Выставка имела невероятный успех. Несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, ее посетили свыше миллиона человек.

Домой экспонаты возвращались согласно графику: 15 рейсами начиная с 14 апреля. ­Последние машины с предметами из ­собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажа пересекли российскую границу 2 мая и уже доставили экспонаты в музеи. Транспортировка длилась почти 20 дней. Длительность перевозки была связана с требованиями безопасности и установленными страховой компанией правилами. «Дорожная карта» прорабатывалась с учетом всех возможных осложнений в связи с нынешней геополитической обстановкой. В график удалось вписаться: приказ об освобождении от ­ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая.

Доставка шедевров осуществлялась наземным транспортом. Правительству Франции пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств и гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой.

В своем telegram-канале министр культуры РФ Ольга Любимова написала: «Возвращение коллекции Морозовых — это результат большой командной работы. За всестороннюю поддержку благодарим правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании «Арт-курьер», «Хепри» и «Хазенкамп». В свою очередь Эрмитаж выражает благодарность всем государственным и негосударственным структурам, обеспечившим работу по завершении выставки в сложнейших условиях.

«Выставка в Париже стала яркой демонстрацией исторической роли русского коллекционирования и русского искусства в начале XX века. События вокруг нее показали действенность системы гарантий и иммунитетов, разработанных российскими музеями в течение последних десятилетий, — отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Первое реставрационное обследование показало, что состояние сохранности экспонатов хорошее».

В июне одновременно откроются выставки, посвященные братьям Морозовым, в ГМИИ им. Пушкина и Сергею Щукину — в Эрмитаже.

Три картины остались в Париже. Это «Портрет Маргариты Морозовой» кисти Валентина Серова из музея украинского города Днепр (он вернется туда, когда условия будут благоприятными), а также «Портрет Тимофея Морозова» Серова из коллекции Вячеслава Кантора и принадлежащий Петру Авену автопортрет Петра Кончаловского, которые были задержаны французскими властями, поскольку их владельцы оказались в санкционных списках. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой пояснил, что эти картины находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас рассматриваются все юридические возможности для решения вопроса с этими произведениями.


#экспонаты #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7164) от 06.05.2022 под заголовком «Картины вернулись домой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?