Экспонаты отечественных музейных собраний вернулись из Парижа в Россию
Завершилась транспортировка в Россию из Парижа картин, графических работ и скульптур из отечественных музейных собраний, принимавших участие в выставке в Париже.

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Выставка «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» проходила с 22 сентября прошлого года по 3 апреля года нынешнего в столице Франции в здании фонда Louis Vuitton. Она представляла 67 работ из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, 65 — из Эрмитажа, 33 — из Третьяковской галереи и 2 — из Русского музея. Выставка имела невероятный успех. Несмотря на ограничения, связанные с COVID-19, ее посетили свыше миллиона человек.
Домой экспонаты возвращались согласно графику: 15 рейсами начиная с 14 апреля. Последние машины с предметами из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажа пересекли российскую границу 2 мая и уже доставили экспонаты в музеи. Транспортировка длилась почти 20 дней. Длительность перевозки была связана с требованиями безопасности и установленными страховой компанией правилами. «Дорожная карта» прорабатывалась с учетом всех возможных осложнений в связи с нынешней геополитической обстановкой. В график удалось вписаться: приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая.
Доставка шедевров осуществлялась наземным транспортом. Правительству Франции пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств и гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой.
В своем telegram-канале министр культуры РФ Ольга Любимова написала: «Возвращение коллекции Морозовых — это результат большой командной работы. За всестороннюю поддержку благодарим правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании «Арт-курьер», «Хепри» и «Хазенкамп». В свою очередь Эрмитаж выражает благодарность всем государственным и негосударственным структурам, обеспечившим работу по завершении выставки в сложнейших условиях.
«Выставка в Париже стала яркой демонстрацией исторической роли русского коллекционирования и русского искусства в начале XX века. События вокруг нее показали действенность системы гарантий и иммунитетов, разработанных российскими музеями в течение последних десятилетий, — отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Первое реставрационное обследование показало, что состояние сохранности экспонатов хорошее».
В июне одновременно откроются выставки, посвященные братьям Морозовым, в ГМИИ им. Пушкина и Сергею Щукину — в Эрмитаже.
Три картины остались в Париже. Это «Портрет Маргариты Морозовой» кисти Валентина Серова из музея украинского города Днепр (он вернется туда, когда условия будут благоприятными), а также «Портрет Тимофея Морозова» Серова из коллекции Вячеслава Кантора и принадлежащий Петру Авену автопортрет Петра Кончаловского, которые были задержаны французскими властями, поскольку их владельцы оказались в санкционных списках. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой пояснил, что эти картины находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас рассматриваются все юридические возможности для решения вопроса с этими произведениями.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7164) от 06.05.2022 под заголовком «Картины вернулись домой».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 2 июля
Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 июля 2022
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии