Эксперт по кроссвордам
В новой книге Дэна Симмонса «Мерзость» отчасти повторяется сюжетная схема, которую американский писатель уже использовал в одной из самых успешных своих вещей последних лет — романе «Террор».

ФОТО Shai–Halud/shutterstock.com
История человечества, в том числе история новейшая, соткана из недомолвок и намеков, версий и предположений, гипотез и реконструкций. На какой странице ни открой хроники, наткнешься на темное, до конца не проясненное место – даже если не брать в расчет заведомо сенсационные эпизоды, до костей обсосанные «желтой прессой», вроде тайны «Марии Селесты» или загадки золота Колчака.
Почему Чарльз Диккенс не завершил свой детективный роман «Тайна Эдвина Друда» и чем должна была закончиться эта история? Какую миссию по заданию американского правительства выполнял на Кубе Эрнест Хемингуэй в годы Второй мировой войны? Что на самом деле случилось с экспедицией сэра Джона Франклина, отправившейся на поиски Северо-Западного морского прохода и сгинувшей в арктических льдах?
После выхода романов «Террор» и «Друд, или Человек в черном» американец Дэн Симмонс, прославившийся в начале 1990-х мощным научно-фантастическим эпосом «Песни Гипериона», приобрел репутацию настоящего эксперта по таким запутанным кроссвордам. На каждый вопрос, который задает нам История, у него готов свой ответ – иногда расходящийся с общепринятой версией самым кардинальным образом.
В романе «Мерзость» Симмонс раскручивает почти детективный сюжет, связанный с гибелью британца Джорджа Мэллори и его напарника, двадцатидвухлетнего Эндрю Ирвина, предпринявших в 1924 году первую задокументированную попытку покорить высочайшую вершину мира – Эверест. Попытка провалилась, альпинисты пропали без вести, тело Мэллори удалось обнаружить только в 1999 году, останки Ирвина ищут по сей день. Общеизвестные факты, об этом можно прочитать в «Википедии». Симмонса больше интересует другая фигура: Персиваль Бромли, английский аристократ с длиннющей родословной, прожигатель жизни и известный спортсмен, не входивший в официальную экспедицию, но пропавший в окрестностях Джомолунгмы в те же дни.
В 1925 году на поиски его тела отправляется небольшая группа, состоящая из трех альпинистов – американца, англичанина и француза. Разумеется, горы и разного рода экстремальные обстоятельства проверят героев на прочность, покажут, кто на что годен, откроют в их душах такие бездны, о которых сами персонажи и не подозревают, – это общее место всей «альпинистской» прозы. Попутно им предстоит разгадать кое-какие загадки, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к их миссии: от подлинной сути тибетского йети, «снежного человека», которым любят пугать путников буддистские монахи, до сексуальных предпочтений Адольфа Гитлера, будущего фюрера германской нации. Ну и, конечно, ближе к концу пути интернациональную команду ждет большой сюрприз: мужественные альпинисты узнают, что беспечный и легкомысленный Перси был вовсе не тем, за кого успешно себя выдавал...
К сожалению, Дэн Симмонс – чрезвычайно неровный автор. В новом романе он обращается к тому же образному ряду, что и в романе «Террор», посвященном арктической экспедиции сэра Франклина: мужественные люди среди вечных льдов, настоящие британские джентльмены, раз за разом преодолевающие себя, бросающие вызов прекрасной и безжалостной Природе... Но то, что в «Терроре» отлилось в завораживающую ледовую готику, в новом романе пропадало впустую. Пар ушел в свисток.
Симмонс безбожно перегрузил книгу техническими подробностями, место которым на страницах научно-популярного исследования, а не романа. Подробная конструкция альпинистского снаряжения образца 1920-х, детальный, едва ли не поминутный отчет об изменении погодных условий, тщательно расписанные маршруты каждого восхождения – вплоть до того, куда именно поставил ногу герой и как сместил центр тяжести... Все это, конечно, познавательно, но не в таких же масштабах. Порой кажется, что читаешь не художественную прозу с детективным сюжетом, а подшивку тематических статей по истории альпинизма из National Geographic объемом с Малую советскую энциклопедию.
Дэн Симмонс отчасти подстраховался, приписав авторство романа могучему девяностолетнему старцу, участнику того давнего приключения, на чьих литературных амбициях когда-то поставил жирный крест сам Эрнест Хемингуэй. Но многие ли читатели готовы включиться в лукавую литературную игру, поверить в реальность мемуариста? В конечном счете за качество книги всегда отвечает тот, чье имя стоит на обложке. Как предупреждали в известном анекдоте: «Бить будут не по паспорту, бить будут по лицу».
Дэн Симмонс. Мерзость: Роман. – М.: Эксмо, 2015.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5479) от 16.06.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии