Экспедиция на «Уран»

В помещении кинотеатра «Уран» состоялась презентация проекта «Открытая сцена» – городского центра по развитию малой и экспериментальной сценической формы.

Экспедиция на «Уран» | ФОТО предоставлено пресс–службой проекта «Открытая сцена в П-ге»

ФОТО предоставлено пресс–службой проекта «Открытая сцена в П-ге»

Проект, о котором наша газета уже писала, на глазах становится все масштабнее и масштабнее. К столичным опытам «оптимизации» и слияния малых театров он имеет весьма косвенное отношение (поскольку объединить призван вовсе не творческие составы или здания, а систему управления) и отнюдь не ограничивается «администрированием». Первым направлением деятельности «Открытой сцены» станет выпуск и прокат спектаклей малой и экспериментальной формы.

Это та самая долгожданная возможность как для прочных, устоявшихся, так и для «стихийно сложившихся» на одну постановку коллективов осуществить свои идеи – в условиях административной и финансовой поддержки государства. «Можно ли прийти с улицы?» – прямо спросили директора «Открытой сцены» Филиппа Вулаха. «Можно!» – бодро сказал Вулах. И объяснил, что любые идеи их создатели должны будут защищать, доказывая их творческую состоятельность. Отбор перспективных заявок – закономерная задача «Открытой сцены».

Принятый в работу спектакль необходимо будет обеспечить не только финансированием, но и репетиционной и прокатной площадкой – эту функцию также будет осуществлять «Открытая сцена». Имеющие собственные здания театры, которые уже подтвердили свое сотрудничество с ней, останутся на своих местах (как клоун-мим-театр «Мимигранты», к примеру), а бездомные коллективы обретут крышу над головой.

Пока строятся и ремонтируются выделенные комитетом по культуре помещения на улице Михайлова (функционировать как театральные площадки они начнут не раньше 2017 года), коллектив Нашего театра Льва Стукалова, заручившись поддержкой «Открытой сцены», уже получил возможность играть свои спектакли в ДК имени Цюрупы. Но сам по себе новый проект не предполагает обязательного создания стационарных театров из каждого, даже удачно сложившегося театрального предприятия. В число «ведущих резидентов» «Открытой сцены» войдут немногие коллективы – целью нового начинания является творческое развитие и мобильность, а вовсе не формализация театрального процесса.

Актуальный театр необязательно создается в старинных зданиях с колоннами и хрустальными люстрами. «Открытая сцена» намерена находить для своих спектаклей любые пригодные площадки. Часть из них может располагаться на окраинах – это изрядно взбодрит город, сделав театральным весь Петербург, а не только его центр (и заодно найдет превосходное применение многим пустующим объектам). К примеру, кинотеатр «Уран», который осенью следующего года должен предстать в обновленном виде (над его освоением уже сейчас работает режиссер Дмитрий Волкострелов и Teatr Post), находится в двух шагах от станции метро «Удельная». Дорога туда – совсем не самый длинный и уж точно не самый тернистый путь к высокому искусству.

Более того: опираясь на мировой театральный опыт, «Открытая сцена» планирует использовать в качестве театральных площадок помещения, на первый взгляд для театра не приспособленные. Этот вид зрелищ называется site specific theatre. (Уже известный Петербургу Ромео Кастеллуччи, к примеру, играл свои спектакли в музеях, на заброшенных заводах и т. д.)

В сентябре будущего года «Открытая сцена» собирается провести первый фестиваль театра во внесценических пространствах под названием «Точка доступа». Для этого фестиваля петербургские режиссеры должны создать девять спектаклей и сыграть их в прибрежной зоне Кронштадта, в заводском цехе, в библиотеке, в крупном торговом центре, на поднятом со дна и отремонтированном дебаркадере и даже на борту настоящего (правда, летящего только в воображении) самолета. А Театро Ди Капуа уже сейчас знает, что будет делать: спектакль в маршрутном автобусе, где главной героиней будет кондукторша в исполнении ведущей актрисы театра Илоны Маркаровой. Она собирается говорить со зрителями-пассажирами на разные актуальные темы, и спектакль ни разу не повторится целиком.

Среди участников «Точки доступа» будет и всемирно известная брейк-группа TOP9, и готовые спектакли уличных театров, и новая работа театра АХЕ, и спектакль «Яго» (по мотивам «Отелло» Шекспира) режиссера Яны Туминой и художника Эмиля Капелюша. А театр «ТРУ» намерен создать спектакль, где к каждому из зрителей будет «прикреплен» один актер, – и это бы не так сильно поражало воображение, если бы материалом для подобного эксперимента не стали «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. В немыслимом, дерзком и отменно забавном сочетании Чосера, брейк-балета и поднятого со дна дебаркадера есть нечто по-настоящему вдохновляющее – а если чего-то и не хватает сейчас петербургскому театру всерьез, то это именно вдохновения.

Первой премьерой «Открытой сцены» станет спектакль режиссера Дениса Шибаева «Суд над Бродским» – по стенограмме суда над поэтом, статьям в тогдашней прессе («Окололитературный трутень») и, разумеется, великим стихам. Этот спектакль сыграют в Музее Достоевского в феврале будущего года.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5369) от 25.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.