Экспедиция на «Уран»

В помещении кинотеатра «Уран» состоялась презентация проекта «Открытая сцена» – городского центра по развитию малой и экспериментальной сценической формы.

Экспедиция на «Уран» | ФОТО предоставлено пресс–службой проекта «Открытая сцена в П-ге»

ФОТО предоставлено пресс–службой проекта «Открытая сцена в П-ге»

Проект, о котором наша газета уже писала, на глазах становится все масштабнее и масштабнее. К столичным опытам «оптимизации» и слияния малых театров он имеет весьма косвенное отношение (поскольку объединить призван вовсе не творческие составы или здания, а систему управления) и отнюдь не ограничивается «администрированием». Первым направлением деятельности «Открытой сцены» станет выпуск и прокат спектаклей малой и экспериментальной формы.

Это та самая долгожданная возможность как для прочных, устоявшихся, так и для «стихийно сложившихся» на одну постановку коллективов осуществить свои идеи – в условиях административной и финансовой поддержки государства. «Можно ли прийти с улицы?» – прямо спросили директора «Открытой сцены» Филиппа Вулаха. «Можно!» – бодро сказал Вулах. И объяснил, что любые идеи их создатели должны будут защищать, доказывая их творческую состоятельность. Отбор перспективных заявок – закономерная задача «Открытой сцены».

Принятый в работу спектакль необходимо будет обеспечить не только финансированием, но и репетиционной и прокатной площадкой – эту функцию также будет осуществлять «Открытая сцена». Имеющие собственные здания театры, которые уже подтвердили свое сотрудничество с ней, останутся на своих местах (как клоун-мим-театр «Мимигранты», к примеру), а бездомные коллективы обретут крышу над головой.

Пока строятся и ремонтируются выделенные комитетом по культуре помещения на улице Михайлова (функционировать как театральные площадки они начнут не раньше 2017 года), коллектив Нашего театра Льва Стукалова, заручившись поддержкой «Открытой сцены», уже получил возможность играть свои спектакли в ДК имени Цюрупы. Но сам по себе новый проект не предполагает обязательного создания стационарных театров из каждого, даже удачно сложившегося театрального предприятия. В число «ведущих резидентов» «Открытой сцены» войдут немногие коллективы – целью нового начинания является творческое развитие и мобильность, а вовсе не формализация театрального процесса.

Актуальный театр необязательно создается в старинных зданиях с колоннами и хрустальными люстрами. «Открытая сцена» намерена находить для своих спектаклей любые пригодные площадки. Часть из них может располагаться на окраинах – это изрядно взбодрит город, сделав театральным весь Петербург, а не только его центр (и заодно найдет превосходное применение многим пустующим объектам). К примеру, кинотеатр «Уран», который осенью следующего года должен предстать в обновленном виде (над его освоением уже сейчас работает режиссер Дмитрий Волкострелов и Teatr Post), находится в двух шагах от станции метро «Удельная». Дорога туда – совсем не самый длинный и уж точно не самый тернистый путь к высокому искусству.

Более того: опираясь на мировой театральный опыт, «Открытая сцена» планирует использовать в качестве театральных площадок помещения, на первый взгляд для театра не приспособленные. Этот вид зрелищ называется site specific theatre. (Уже известный Петербургу Ромео Кастеллуччи, к примеру, играл свои спектакли в музеях, на заброшенных заводах и т. д.)

В сентябре будущего года «Открытая сцена» собирается провести первый фестиваль театра во внесценических пространствах под названием «Точка доступа». Для этого фестиваля петербургские режиссеры должны создать девять спектаклей и сыграть их в прибрежной зоне Кронштадта, в заводском цехе, в библиотеке, в крупном торговом центре, на поднятом со дна и отремонтированном дебаркадере и даже на борту настоящего (правда, летящего только в воображении) самолета. А Театро Ди Капуа уже сейчас знает, что будет делать: спектакль в маршрутном автобусе, где главной героиней будет кондукторша в исполнении ведущей актрисы театра Илоны Маркаровой. Она собирается говорить со зрителями-пассажирами на разные актуальные темы, и спектакль ни разу не повторится целиком.

Среди участников «Точки доступа» будет и всемирно известная брейк-группа TOP9, и готовые спектакли уличных театров, и новая работа театра АХЕ, и спектакль «Яго» (по мотивам «Отелло» Шекспира) режиссера Яны Туминой и художника Эмиля Капелюша. А театр «ТРУ» намерен создать спектакль, где к каждому из зрителей будет «прикреплен» один актер, – и это бы не так сильно поражало воображение, если бы материалом для подобного эксперимента не стали «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. В немыслимом, дерзком и отменно забавном сочетании Чосера, брейк-балета и поднятого со дна дебаркадера есть нечто по-настоящему вдохновляющее – а если чего-то и не хватает сейчас петербургскому театру всерьез, то это именно вдохновения.

Первой премьерой «Открытой сцены» станет спектакль режиссера Дениса Шибаева «Суд над Бродским» – по стенограмме суда над поэтом, статьям в тогдашней прессе («Окололитературный трутень») и, разумеется, великим стихам. Этот спектакль сыграют в Музее Достоевского в феврале будущего года.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5369) от 25.12.2014.


Комментарии