Эхо Марты Грэм

Заключительным аккордом балетной программы фестиваля «Дягилев. P. S.» стали выступления американского коллектива «Труппа Марты Грэм».

Эхо Марты Грэм | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Марта Грэм, прожившая девяносто семь лет и скончавшаяся в 1991 году, была мастером пластического танца. Она создала 180 одноактных балетов, которые стали неотъемлемой главой в истории американского модерна. Американский модерн не попадал в репертуар наших театров, лишь однажды Диана Вишнева включила балет Марты Грэм «Лабиринт» в свой творческий вечер.

Хореограф создала целый мир с выстроенной системой, уникальной техникой танца и мощной идеологией, возникшей как протест против канонов классического танца с его четкими, навсегда узаконенными позициями тела танцовщика. Балеты Марты Грэм экспрессивны, ее хореографический рисунок непредсказуем.

В программу выступлений труппы вошли четыре одноактных балета, два из которых – «Развлечения ангелов» и «Хроники» – созданы Мартой Грэм, два других – «Оплакивание» и «Эхо» – сочинены современными хореографами, вдохновленными творчеством выдающейся танцовщицы и балетмейстера.

Марта Грэм была убеждена, что импульсом для создания новых балетов могут стать исторические события, яркие живописные полотна, шедевры литературы, поэтика древних мифов. Впервые увидев абстрактные работы Василия Кандинского, Марта Грэм была поражена его видением цветовой гаммы: смелый мазок красного на синем фоне. Эту игру красок хореограф воплотила в балете «Развлечения ангелов», где каждый дуэт воплощал разные грани любви: дуэт в белом – идеальную гармонию, танцовщики в красном – страсть, дуэт в желтом – зарождающуюся любовь, а девушка в красном (Ксин Йинг), в легких прыжках прорезавшая пространство сцены, и была тем красным росчерком на полотне Кандинского.

Балет «Оплакивание. Вариации» начинается с видеофрагмента 1940 года: Марта Грэм исполняет ставшее каноническим соло «Оплакивание». Затем зритель увидел миниатюры трех современных хореографов – Буларейяна Пагарлавы, Кайла Абрахама и Ларри Кигвина, – в задачу которых входило создать хореографические эскизы, отражающие тему «Оплакивания».

Балет «Эхо» создан Адонисом Фониадакисом на музыку Жюльена Таррида. Хореограф весьма необычно трактует греческий миф о красавце Нарциссе и влюбленной в него нимфе Эхо, страдающей от неразделенной любви. Хореограф «очеловечивает» отражение Нарцисса, превращая его в Человека в черном, настойчиво требующего своей доли любви от «создателя» – Нарцисса. Возникает своеобразный треугольник, в котором каждый участник борется за свое счастье. С большим мастерством передали прихотливую вязь эмоциональных настроений Ллойд Мэйор (Нарцисс), Пейжу Чьен-Потт (Эхо) и Лорнцо Пагано (Человек в черном). Великолепны костюмы героев, созданные Анастасиосом Софрониу. Легкие ткани, разлетаясь, усиливают каждое движение танцовщиков, укрупняют вихревые движения и воздушные прыжки.

Балет «Хроники» Марты Грэм звучит как антитеза беспечному настроению ее «Развлечений ангелов»: поставленный в 1936 году, он исполнен тревоги за будущее Европы и мира. Хореограф отказалась от участия в Олимпийских играх в Германии, заявив, что невозможно выступать в стране, где все сильнее ощущается власть фашизма. В балете нет батальных сцен, лишь барабанная дробь, звучащая порой в музыке Волингфорда Ригера, да маршеобразная поступь кордебалета в черных униформах напоминают о тревожном времени. Боль одиночества пронизывает женские вариации. Кажется, что нет выхода из наступающей мглы, и все-таки в финале на высоком постаменте возникает фигура женщины в белом одеянии как символ жизни и добра.

Благодаря фестивалю наконец состоялась встреча петербуржцев с труппой, которая носит имя Марты Грэм, «танцовщицы века», как ее называли современники.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5595) от 30.11.2015.


Комментарии