Екатерина Унтилова: «Еще не исчерпан интерес…»

Эта удивительная, глубокая, интеллектуальная актриса уже три десятка лет служит в Молодежном театре на Фонтанке. На петербургские подмостки она вошла как яркая, цельная Катерина из пьесы Александра Островского. Спектакль стал триумфом режиссера Семена Спивака, легендой его театра. Запомнил город и артистку Екатерину Унтилову, с тех пор сыгравшую немало запоминающихся ролей. О прошлом, настоящем и будущем с заслуженной артисткой России побеседовала театральный критик Светлана Рухля.

Екатерина Унтилова: «Еще не исчерпан интерес…» | Екатерина Унтилова / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

Екатерина Унтилова / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

– Екатерина, в октябре 2021 года исполнилось 30 лет вашего служения в Молодежном. Как все начиналось?

– А начиналось все в прекрасном городе Киеве, в Театральном институте имени Карпенко-Карого. Счастливый период студенчества! С огромной благодарностью я вспоминаю своих педагогов. Я училась у очень хороших преподавателей, принадлежавших к разным школам. Мастер нашего курса Анатолий Георгиевич Решетников был учеником Павла Сергеевича Хохлова, второй педагог – Юрий Петрович Непша – долго работал в московском «Театре на Таганке» у Юрия Петровича Любимова. И вот два таких абсолютно непохожих театральных направления создали на курсе интересную и яркую рабочую атмосферу, которая способствовала созданию абсолютно различных дипломных спектаклей курса.

Спектакль по пьесе Максима Горького «Зыковы», где я играла Софью, был срепетирован в классической манере русского психологического театра, а мюзикл «Труффальдино из Бергамо» по мотивам пьесы Карло Гольдони, где я пела Беатриче, – в стиле игрового театра.

Годы учебы дали мне возможность поработать с замечательным и известным режиссером Михаилом Юрьевичем Резниковичем, на курсе которого я играла «Вассу Железнову» в одноименной пьесе Горького.

Екатерина Унтилова в спектакле «Гроза» / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

– А как после института вы оказались в Вильнюсе?

– По межреспубликанскому распределению, и поскольку детство я провела в Прибалтике, в Риге. Меня это увлекло, хотя Киев для меня – любимейший город, и мне было тяжело с ним расставаться.

Главный режиссер вильнюсского «Русского драматического театра» Иван Петрович Петров пригласил меня в свой театр, где я дебютировала в спектакле Владимира Анатольевича Туманова «Перед заходом солнца» по пьесе Герхарта Гауптмана, в роли Инкен. В то время в театре был прекрасный актерский ансамбль. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю своих любимых партнеров, у которых многому научилась.

В тот период театр приглашал на постановки спектаклей лучших режиссеров, и мне посчастливилось поработать с Адамом Ханушкевичем и Романом Виктюком.

Я сыграла Нину в спектакле «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской и Маргариту в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова в постановках Романа Григорьевича. А в спектакле Адама Ханушкевича «Домашние песни Монюшко» спела главную партию. Работа в Литве – незабываемый, насыщенный и счастливый период моей жизни!

– С ролью Маргариты вам пришлось встретиться и впоследствии.

– Второй раз я сыграла эту роль у Йонаса Вайткуса.

– Ваши Маргариты были похожи?

– И Вайткуса, и Виктюка волновала одна и та же тема: тема художника и настоящей любви в агрессивном социуме. Спектакли были не похожи, у Виктюка спектакль – притча, а у Вайткуса спектакль – сатира. Виктюку был нужен более статичный образ Маргариты. Она была эпической, трагической героиней, замедленно двигалась и не имела никакой особенной пластики. У Йонаса она была более порывистая, быстрая, стремительная – внешний рисунок был более нервный и гибкий. Пластически и внутренне решение образа Маргариты у Вайткуса и Виктюка было разным.

– А «Мастер и Маргарита» был в числе ваших любимых романов?

– Я вообще очень люблю Булгакова! Очень! Судьба была благосклонна ко мне. Кроме роли Маргариты, я имела счастье играть Елену в «Днях Турбиных».

– Описать вашу Елену не хватит никаких слов…

– «Турбиных» мы играли почти 20 лет – спектакль менялся, развивался, кто-то уходил, кто-то вводился – это был такой полноценный жизненный поток, кусок жизни, расставаться с которым было очень тяжело.


Унтилова в роли Ольги в спектакле «Три сестры» / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

– Он остался прекрасной легендой…

– Да. Мы вовремя остановились. И он остался легендой, я считаю его одной из лучших работ Семена Яковлевича Спивака. Материал оказался абсолютно спиваковским, ведь у Булгакова всегда гремучая смесь парадоксального юмора и трагедии! Юмор, слезы, трагедия, комедия – все сразу, в одном флаконе. Без переходов, как и бывает в жизни. Семен Яковлевич очень хорошо почувствовал Булгакова. Спектакль создавался с невероятной любовью, все первые исполнители были прекрасны! Мои любимые партнеры – Валера Кухарешин, Женя Дятлов, Сережа Барковский, Петя Журавлев и Костя Воробьев! Я хотела сказать много слов благодарности всем в день, когда мы его в последний раз сыграли, но не смогла: душили слезы.

– Предполагаю, что Елена – ваша любимая роль в Молодежном театре?

– Я не могу так сказать. Я ее очень люблю. Но я очень люблю и Ольгу в «Трех сестрах» Чехова. И Катерину в «Грозе» Островского, с которой дебютировала в Молодежном театре на Фонтанке. У меня было невероятное впечатление и от самой героини, и от прочтения Спивака! 1992 год, ситцевые холмы, ситцевые сарафаны, живая музыка, народные песни. Ансамбли и хоры, которые были талантливо сделаны Иваном Благодером.

Театр позволил мне сотрудничать и с другими яркими петербургскими театральными режиссерами. Владимир Анатольевич Туманов дал возможность сыграть в спектаклях, которые стали событием в театральной жизни города: «Лунные волки» Нины Садур, где я играла Мотю и «Двенадцатая ночь» Шекспира, где я играла Оливию. Я не могу не сказать и о важной для меня работе в спектакле «Валентинов день» Алексея Янковского. По пьесе Ивана Вырыпаева.


В образе Кручининой в спектакле «Без вины виноваты» / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

– Скажите, есть роли, которые хочется сыграть?

– Мне кажется, сейчас наступил счастливый период, когда можно воплотить огромный пласт темы матери. Это самая сложная и самая интересная тема.

– Один из лучших вариантов этой темы – Кручинина в спектакле по пьесе Островского «Без вины виноватые».

– Да, и я благодарна судьбе и театру, что появился этот материал. Мне нравится, что режиссер Андрей Дмитриевич Андреев выбрал единственно правильное решение для финала спектакля – не мелодраматическое, а трагическое. Потому что, когда человек, как Кручинина, живет сердцем и все принимает близко к сердцу, то оно в какой-то момент может не выдержать. Я знаю, не все приняли этот финал, но мне он очень близок.


В «Днях Турбиных» Унтилова сыграла Елену Тальберг / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

– О чем вам хотелось бы говорить со зрителем через ваши роли?

– О любви. Я не открою Америку, что есть только две темы, достойные исследования на территории театра – тема любви и тема смерти.

– Тема любви многомерна – это ведь и любовь к своему театру.

– Конечно. В Молодежном театре я работаю 30 лет, и эти 30 лет прошли, как один день. Наверное, потому, что были счастливыми. Число «30» производит на меня сильное впечатление. Прожито и сделано было много, но еще не исчерпан интерес ни к театру, ни к людям, которые здесь работают, ни к Спиваку. И это замечательно!

#театр #сцена #артисты #спектакли

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?