Его ругали, а он работал

150-летие со дня рождения одного из основоположников абстрактного искусства Русский музей отметил масштабной выставкой в Корпусе Бенуа. В ней приняли участие также Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж - всего четырнадцать музейных и частных собраний.

Его ругали, а он работал | На юбилейной выставке Василия Кандинского. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На юбилейной выставке Василия Кандинского. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мировая слава не обошла Кандинского стороной. Наследие художника сохранилось не только в нашей стране. В отличие от Филонова и Малевича его работы есть на Западе. Так уж сложилась жизнь живописца и теоретика беспредметного искусства.

Кандинский родился в Москве. С блеском закончил юридический факультет университета, а затем бросил все и в тридцатилетнем возрасте отправился учиться живописи в Германию. Долгое время жил между двумя странами: принимал активное участие в художественном процессе, налаживал культурные связи России и Германии, возглавлял отдел кино и театрального искусства в Наркомпросе, преподавал... В 1921 году уехал в Германию. После прихода фашистов перебрался во Францию, где и умер в 1944 году.

Уезжая, Кандинский взял с собой лишь двенадцать картин. Все, что оставил на временное хранение в Музее новой западной живописи, было национализировано и передано в музеи страны.

О зарубежном наследии позаботились две преданные художнику женщины. В Германии его сохранила Габриэле Мюнтер, с которой они много лет прожили вместе. В годы фашизма, когда работы Кандинского были изъяты из музеев и частных коллекций, появились на выставке «вырождающегося искусства», Мюнтер замуровала в одном из помещений дома его полотна и архив. В 1950-е годы более семисот картин, рисунков, гравюр, а также письма и документы она передала городской галерее Мюнхена.

Центр Помпиду получил работы художника от его последней жены Нины Андреевской. По слухам, скоро будут опубликованы ее воспоминания.

Выставок Кандинского в мире было немало. Русский музей показывал его работы почти тридцать лет назад, когда открывал публике авангард.

Нынешняя выставка «Василий Кандинский и Россия» другая. Она, можно сказать, воспроизводит биографию художника, делая акцент на его раннем творчестве.

В первом зале - лубки, изделия народных умельцев, старые фотографии деревенского быта. Кандинский собирал народное искусство. В одном из писем он признавался, что его давняя мечта - иметь лубок «Страшный суд», по возможности старый, примитивный, со змеями, чертями... Он увлекся народным искусством еще в студенческие годы, когда отправился в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию.

Начинал Кандинский с живописи реалистической, таковы, к примеру, его виды Подмосковья. Реалистическим был и период увлечения сказкой, мифологией. В 1880 - 1890-е годы многие отечественные живописцы прониклись народным искусством, сказками - Поленов, Рерих, Коровин... Сказочный мир Кандинского показан в контексте искусства того времени.

Небольшие яркие картины на стекле со сказочными сюжетами впервые предстали перед публикой. В Мюнхене в квартире Кандинского и Мюнтер была стена таких работ. На выставке две разбиты, у одной утрачен фрагмент. Можно подумать, что это концептуальный прием, но это не так. Картины, написанные масляными красками на стекле, невозможно отреставрировать.

Важная страница биографии художника - участие в выставках объединения «Бубновый валет» и в салонах Издебского. Он показывал там свои работы вместе с братьями Бурлюками, Гончаровой, Ларионовым...

В Мюнхене Кандинский организовал объединение «Синий всадник», приглашал на выставки русских художников. В этом разделе работы Алексея Явленского, Марианны Веревкиной. Зрители могут оценить их сходство и различия.

В следующем зале появляется абстракция. Первые импровизации 1910 года, затем знаменитый «Святой Георгий», напротив икона вологодского письма XVI века с тем же сюжетом. Между ними очевидна связь.

Эрмитаж одолжил для выставки две важные вещи: картину «Композиция VI» и эскиз к «Композиции V».

Кандинский выставлялся много. Его первые беспредметные работы современники не воспринимали, ругали нещадно. Сталкиваясь с непониманием и недоброжелательностью, он не ввязывался в ссоры, отходил в сторону. Работал над картинами, писал теоретические труды.

В начале 1920-х годов Кандинский, как и другие художники, пытался внедрить в быт современное искусство. По его эскизам выполнялись росписи на посуде. В последнем зале выставки шесть фарфоровых чашек с блюдцами и эскизы к ним.

Завершает выставку фильм о Кандинском, сделанный Русским музеем.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5806) от 11.10.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.