Его ругали, а он работал

150-летие со дня рождения одного из основоположников абстрактного искусства Русский музей отметил масштабной выставкой в Корпусе Бенуа. В ней приняли участие также Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж - всего четырнадцать музейных и частных собраний.

Его ругали, а он работал | На юбилейной выставке Василия Кандинского. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На юбилейной выставке Василия Кандинского. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мировая слава не обошла Кандинского стороной. Наследие художника сохранилось не только в нашей стране. В отличие от Филонова и Малевича его работы есть на Западе. Так уж сложилась жизнь живописца и теоретика беспредметного искусства.

Кандинский родился в Москве. С блеском закончил юридический факультет университета, а затем бросил все и в тридцатилетнем возрасте отправился учиться живописи в Германию. Долгое время жил между двумя странами: принимал активное участие в художественном процессе, налаживал культурные связи России и Германии, возглавлял отдел кино и театрального искусства в Наркомпросе, преподавал... В 1921 году уехал в Германию. После прихода фашистов перебрался во Францию, где и умер в 1944 году.

Уезжая, Кандинский взял с собой лишь двенадцать картин. Все, что оставил на временное хранение в Музее новой западной живописи, было национализировано и передано в музеи страны.

О зарубежном наследии позаботились две преданные художнику женщины. В Германии его сохранила Габриэле Мюнтер, с которой они много лет прожили вместе. В годы фашизма, когда работы Кандинского были изъяты из музеев и частных коллекций, появились на выставке «вырождающегося искусства», Мюнтер замуровала в одном из помещений дома его полотна и архив. В 1950-е годы более семисот картин, рисунков, гравюр, а также письма и документы она передала городской галерее Мюнхена.

Центр Помпиду получил работы художника от его последней жены Нины Андреевской. По слухам, скоро будут опубликованы ее воспоминания.

Выставок Кандинского в мире было немало. Русский музей показывал его работы почти тридцать лет назад, когда открывал публике авангард.

Нынешняя выставка «Василий Кандинский и Россия» другая. Она, можно сказать, воспроизводит биографию художника, делая акцент на его раннем творчестве.

В первом зале - лубки, изделия народных умельцев, старые фотографии деревенского быта. Кандинский собирал народное искусство. В одном из писем он признавался, что его давняя мечта - иметь лубок «Страшный суд», по возможности старый, примитивный, со змеями, чертями... Он увлекся народным искусством еще в студенческие годы, когда отправился в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию.

Начинал Кандинский с живописи реалистической, таковы, к примеру, его виды Подмосковья. Реалистическим был и период увлечения сказкой, мифологией. В 1880 - 1890-е годы многие отечественные живописцы прониклись народным искусством, сказками - Поленов, Рерих, Коровин... Сказочный мир Кандинского показан в контексте искусства того времени.

Небольшие яркие картины на стекле со сказочными сюжетами впервые предстали перед публикой. В Мюнхене в квартире Кандинского и Мюнтер была стена таких работ. На выставке две разбиты, у одной утрачен фрагмент. Можно подумать, что это концептуальный прием, но это не так. Картины, написанные масляными красками на стекле, невозможно отреставрировать.

Важная страница биографии художника - участие в выставках объединения «Бубновый валет» и в салонах Издебского. Он показывал там свои работы вместе с братьями Бурлюками, Гончаровой, Ларионовым...

В Мюнхене Кандинский организовал объединение «Синий всадник», приглашал на выставки русских художников. В этом разделе работы Алексея Явленского, Марианны Веревкиной. Зрители могут оценить их сходство и различия.

В следующем зале появляется абстракция. Первые импровизации 1910 года, затем знаменитый «Святой Георгий», напротив икона вологодского письма XVI века с тем же сюжетом. Между ними очевидна связь.

Эрмитаж одолжил для выставки две важные вещи: картину «Композиция VI» и эскиз к «Композиции V».

Кандинский выставлялся много. Его первые беспредметные работы современники не воспринимали, ругали нещадно. Сталкиваясь с непониманием и недоброжелательностью, он не ввязывался в ссоры, отходил в сторону. Работал над картинами, писал теоретические труды.

В начале 1920-х годов Кандинский, как и другие художники, пытался внедрить в быт современное искусство. По его эскизам выполнялись росписи на посуде. В последнем зале выставки шесть фарфоровых чашек с блюдцами и эскизы к ним.

Завершает выставку фильм о Кандинском, сделанный Русским музеем.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5806) от 11.10.2016.


Комментарии