Его пианиссимо тает в воздухе

Наш город, а вместе с ним и весь музыкальный мир потерял выдающегося пианиста, профессора Консерватории, народного артиста РФ Павла Григорьевича Егорова. Бог послал ему испытание болезнью, с которой музыкант мужественно боролся два года.

Его пианиссимо тает в воздухе | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Несмотря на болезнь, Егоров до последних дней принимал учеников, которые вне зависимости от года выпуска всегда становились его друзьями. Наливал им рюмочку коньяку, забывал обо всем и с упоением рассказывал про недавно откопанную в уртекстах моцартовскую лигу, будто про новую открытую молекулу, способную перевернуть ученый мир (уртексты наиболее точно отражают первоначальный композиторский замысел. - Прим. ред.). «Все неправильно играют! Вот, почитай, Моцарт указывал вот так!» - говорил Павел Григорьевич шепотом, перебарывая асфиксию.

Мне тоже посчастливилось быть его ученицей. На прошлой неделе на память он подарил мне целую пачку свежеизданных дисков. Егоров говорил: «Все, что останется от нас, - это наши записи», и до последнего дня работал над собранием и выпуском своих архивов. За последние две недели своей жизни он успел подготовить и издать три CD с сольной и ансамблевой программой. А за свою жизнь выпустить более 50 этих самых компакт-дисков и многочисленные редакторские тома.

В нем было много исследовательского интереса, сродни детскому любопытству первооткрывателя. Он откапывал какие-то неизданные сонаты Бетховена, и в результате теперь их не 32, а 36. Он менял консервативное музыкальное сознание своими новаторскими редакторскими указаниями, докапываясь до первоисточников и доказывая важность уртекста. Авторская воля композитора у Егорова была на первом месте, но она, как ни у кого другого, сочеталась с исполнительской индивидуальностью. Его синкопы были рельефными, как скульптуры Родена, от глубины басов захватывало дух, а пианиссимо было таким тихим, что казалось, скорее можно услышать, как слеза стекает по щеке, чем те звуки, которые Егоров извлекал из рояля, поглаживая клавиши костистыми пальцами.

Он передавал свои открытия и делился исполнительскими секретами абсолютно со всеми учениками, преподавая не только в петербургской Консерватории, но и во многих учебных заведениях мира. Находил общий язык даже с китайскими и корейскими студентами, от которых многие педагоги шарахались, не понимая, ни что они говорят, ни как объяснить им, что нужно делать.

Скопировать его гротескную манеру игры было просто, но никому не удавалось быть в ней столь убедительным и живым, каким был Павел Григорьевич. В нем было столько этого живого вещества, что он щедро разбрасывал свои силы на общение, организацию фестивалей, уроки, концерты, творческие встречи, разрушая образ пианиста-отшельника, запертого в своем сложном и недоступном для других мире. Даже самые официальные мероприятия с ним были нескучными благодаря его остроумию. В Консерватории он часто хулиганил, не в силах расстаться с любимой привычкой - и виртуозно держа между пальцами зажженную сигарету, показывал, как нужно играть Баха, сплетая, будто спицами, мелодические нити в единое полотно. И, хоть курение в классах запрещено, Егорову это было простительно. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не переставал быть человеком - со своими слабостями, сомнениями, метаниями, с огромной силой духа, способной преодолеть все и выйти на сцену, чтобы отдать весь свой мир.

Выходил он, кстати, всегда стремительно и начинал играть, еще не успевая сесть на банкетку. Словно боялся, что упустит время, и то, что он хочет рассказать слушателю, безвозвратно ускользнет из-под пальцев. Поэтому его исполнение всегда было непредсказуемым, но настолько честным, что даже самая искушенная публика выходила из зала обезоруженная.

Он, выросший в послевоенные трудные годы, очень любил внимание. Искал его, довольно улыбался, когда ему говорили о его талантах. Казалось, это подпитывает его, как ребенка, который ждет одобрения, чтобы сделать следующий шаг к покорению мира. Его любили по-настоящему. И по-настоящему любят. Теперь, когда егоровского пианиссимо не стало, мы все услышим музыку слез, бегущих по щекам, прощаясь с маэстро, чья душа под этот аккомпанемент улетит в лучший мир. Мир, о котором его пальцы нашептывали, говорили, пели и кричали всякий раз, когда он прикасался к фортепианной клавиатуре.

#Павел Егоров #консерватория #память

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...