Его пианиссимо тает в воздухе

Наш город, а вместе с ним и весь музыкальный мир потерял выдающегося пианиста, профессора Консерватории, народного артиста РФ Павла Григорьевича Егорова. Бог послал ему испытание болезнью, с которой музыкант мужественно боролся два года.

Его пианиссимо тает в воздухе | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Несмотря на болезнь, Егоров до последних дней принимал учеников, которые вне зависимости от года выпуска всегда становились его друзьями. Наливал им рюмочку коньяку, забывал обо всем и с упоением рассказывал про недавно откопанную в уртекстах моцартовскую лигу, будто про новую открытую молекулу, способную перевернуть ученый мир (уртексты наиболее точно отражают первоначальный композиторский замысел. - Прим. ред.). «Все неправильно играют! Вот, почитай, Моцарт указывал вот так!» - говорил Павел Григорьевич шепотом, перебарывая асфиксию.

Мне тоже посчастливилось быть его ученицей. На прошлой неделе на память он подарил мне целую пачку свежеизданных дисков. Егоров говорил: «Все, что останется от нас, - это наши записи», и до последнего дня работал над собранием и выпуском своих архивов. За последние две недели своей жизни он успел подготовить и издать три CD с сольной и ансамблевой программой. А за свою жизнь выпустить более 50 этих самых компакт-дисков и многочисленные редакторские тома.

В нем было много исследовательского интереса, сродни детскому любопытству первооткрывателя. Он откапывал какие-то неизданные сонаты Бетховена, и в результате теперь их не 32, а 36. Он менял консервативное музыкальное сознание своими новаторскими редакторскими указаниями, докапываясь до первоисточников и доказывая важность уртекста. Авторская воля композитора у Егорова была на первом месте, но она, как ни у кого другого, сочеталась с исполнительской индивидуальностью. Его синкопы были рельефными, как скульптуры Родена, от глубины басов захватывало дух, а пианиссимо было таким тихим, что казалось, скорее можно услышать, как слеза стекает по щеке, чем те звуки, которые Егоров извлекал из рояля, поглаживая клавиши костистыми пальцами.

Он передавал свои открытия и делился исполнительскими секретами абсолютно со всеми учениками, преподавая не только в петербургской Консерватории, но и во многих учебных заведениях мира. Находил общий язык даже с китайскими и корейскими студентами, от которых многие педагоги шарахались, не понимая, ни что они говорят, ни как объяснить им, что нужно делать.

Скопировать его гротескную манеру игры было просто, но никому не удавалось быть в ней столь убедительным и живым, каким был Павел Григорьевич. В нем было столько этого живого вещества, что он щедро разбрасывал свои силы на общение, организацию фестивалей, уроки, концерты, творческие встречи, разрушая образ пианиста-отшельника, запертого в своем сложном и недоступном для других мире. Даже самые официальные мероприятия с ним были нескучными благодаря его остроумию. В Консерватории он часто хулиганил, не в силах расстаться с любимой привычкой - и виртуозно держа между пальцами зажженную сигарету, показывал, как нужно играть Баха, сплетая, будто спицами, мелодические нити в единое полотно. И, хоть курение в классах запрещено, Егорову это было простительно. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не переставал быть человеком - со своими слабостями, сомнениями, метаниями, с огромной силой духа, способной преодолеть все и выйти на сцену, чтобы отдать весь свой мир.

Выходил он, кстати, всегда стремительно и начинал играть, еще не успевая сесть на банкетку. Словно боялся, что упустит время, и то, что он хочет рассказать слушателю, безвозвратно ускользнет из-под пальцев. Поэтому его исполнение всегда было непредсказуемым, но настолько честным, что даже самая искушенная публика выходила из зала обезоруженная.

Он, выросший в послевоенные трудные годы, очень любил внимание. Искал его, довольно улыбался, когда ему говорили о его талантах. Казалось, это подпитывает его, как ребенка, который ждет одобрения, чтобы сделать следующий шаг к покорению мира. Его любили по-настоящему. И по-настоящему любят. Теперь, когда егоровского пианиссимо не стало, мы все услышим музыку слез, бегущих по щекам, прощаясь с маэстро, чья душа под этот аккомпанемент улетит в лучший мир. Мир, о котором его пальцы нашептывали, говорили, пели и кричали всякий раз, когда он прикасался к фортепианной клавиатуре.

#Павел Егоров #консерватория #память

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.