Его любили миллионы. Ушел из жизни Леонид Куравлев

30 января после тяжелой продолжительной болезни ушел из жизни народный артист РСФСР Леонид Куравлев. Ему было 85 лет.

Его любили миллионы. Ушел из жизни Леонид Куравлев | ФОТО Вадима ТАРАКАНОВА/ТАСС

ФОТО Вадима ТАРАКАНОВА/ТАСС

Его любили миллионы. Сейчас люди пишут, что Леонид Куравлев олицетворял для них советское кино 1970 – 1980‑х, а значит, и время, на которое пришлись для многих детство, молодость, зрелые годы. И фильмы, где снимался Куравлев, подобны машине времени. С их помощью можно на пару часов вновь погрузиться в прошлое, где все близкие еще живы, а ты молод и впереди, кажется, только хорошее. «Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «Самая обаятельная и привлекательная», «Золотой теленок»…

Родился Куравлев в простой семье. Отец был слесарем, мать — парикмахером. В 1941‑м его мать по ложному обвинению выслали на север, под Мурманск. Сына она взяла с собой. В школе ребенок учился плохо. Особенно трудно давались точные науки. Решил стать артистом, рассудив, что для этой профессии знание математики, физики и химии не особенно важно. И поступил во ВГИК.

Дебютировал в кино Куравлев еще будучи студентом — в 1958 году снялся в фильме Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет…» в небольшой роли солдата. Одна из первых работ — роль в картине Михаила Швейцера «Мичман Панин».

Известным его сделала роль шофера Пашки Колокольникова в картине Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964). Герой Куравлева — казалось бы, самый обычный, ничего в нем нет особенного. Но в минуту опасности он проявляет себя, как настоящий герой.

Открытое, простое лицо, словно сошедшее с плаката, добрая улыбка. Сама внешность молодого артиста располагала к успеху в советском кино того времени. Но на героя коммунистического труда Куравлев почему‑то не тянул. Было в его психофизике что‑то, заставляющее режиссеров давать ему комедийные, характерные роли, порой даже жуликов. Классика жанра — его Афоня в одноименной комедии Георгия Данелии (1975). Слесарь-сантехник, любит выпить, обманывает клиентов, вымогает деньги. А сцена, в которой он ровно в 18.00 уходит из подвала, где хлещет вода, потому что его рабочий день закончился! Но герой Куравлева все равно вызывает симпатию — искренностью, добродушием, поисками счастья, мечтой жить с любимой девушкой в деревне.

Самые известные роли артиста — Жорж Милославский в картине Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», Шура Балаганов в «Золотом теленке» Михаила Швейцера (актер вспоминал, что режиссер посоветовал ему «играть дворняжку») …

Были в его карьере и роли совсем другого стиля. В триллере «Вий», снятом Константином Ершовым и Георгием Кропачевым по мотивам мистического произведения Гоголя, Куравлев сыграл философа Хому Брута. А в картине Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1993) — Михаила Горбачева.

Обычно актеры делят время между театром и кино. Но Куравлев раз и навсегда выбрал кино, только кино, отдал ему все силы, сыграв за шестьдесят лет более 200 ролей.

В последние годы удача стала изменять, здоровье — подводить. Леонид Куравлев был однолюбом. Смерть любимой жены Нины в 2015 году он воспринял как катастрофу, после которой так и не оправился. Он перестал сниматься в кино, стал затворником в своей квартире в Доме на набережной, почти ни с кем не общался.

Артиста похоронят на Троекуровском кладбище, рядом с могилой жены.


#артист #народный артист #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7099) от 31.01.2022 под заголовком «Его любили миллионы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?