Эдита Пьеха: «Я всегда была сама собой»

Народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха отметила свой день рождения на сцене Театра эстрады им. А. Райкина. После концерта наш журналист поговорила с певицей о ставшем для нее родным Петербурге, о сценической индивидуальности и о призвании артиста.

Эдита Пьеха: «Я всегда была сама собой» | Фото: предоставлено организаторами концерта Эдиты Пьехи в Театре Эстрады

Фото: предоставлено организаторами концерта Эдиты Пьехи в Театре Эстрады

- Эдита Станиславовна, как вы решили отмечать дни рождения на сцене?

- Эта традиция родилась совершенно случайно. Однажды во время каникул я поехала к маме в Польшу и увидела выступление одного западного артиста, по-моему, американского. Он отмечал свой день рождения на сцене. И я сразу решила, что это - мое, что я обязательно попробую. И вот этой традиции уже не одно десятилетие. Я не люблю долгие застолья, особенно когда люди выпьют лишнего... А праздновать с публикой - это так приятно. Я дарю им песни, они мне - свою любовь. Многих поклонников я знаю в лицо и очень благодарна им за верность. На концерте в Театре эстрады они мне подарили 90 букетов!

- С этим залом у вас связаны особенные воспоминания?

- Там я дала свой первый концерт после победы ансамбля «Дружба», где я была солисткой, на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Тогда директором театра был Исаак Гершман, брат известного фотографа Михаила Гершмана, который делал портреты Вертинского, Орловой... Меня с ним познакомили, именно он сделал мои первые профессиональные фотографии для открыток, афиш. Поэтому зал Театра эстрады для меня - это воспоминания о юности, о первых моих шагах в профессии. О времени, когда на сцене многое было честно и бескорыстно.

- Вам не нравится современный шоу-бизнес?

- Я никогда не чувствовала себя частью шоу-бизнеса, я просто артистка. На сцене меня сейчас смущает одно - вседозволенность. Исполнители позволяют себе выходить к зрителю в майках и шортах, кричать. Вместо имен - какие-то клички. Нет, я никого не ругаю, но сцена для меня всегда была особенным местом. Как храм, куда женщинам нельзя заходить с непокрытой головой. Есть определенные правила этики, воспитания, культуры... Желающих выступать на сцене много, но не каждый исполнитель может называться артистом. Это право надо заслужить. А сейчас идет определенная деградация.

- Как вы относитесь к популярным конкурсам, которые дают возможность молодым исполнителям быстро стать известными?

- Самый главный конкурс для артиста - испытание публикой и временем. Помню, однажды во время большого сборного концерта ко мне вдруг подошла Лидия Русланова и сказала: «Вы будете петь очень долго». И эту же фразу адресовала мне Клавдия Ивановна Шульженко, которую я безмерно любила и уважала. Слова великих певиц оказались пророческими - у меня сложилась долгая сценическая судьба.

Молодые артисты должны в первую очередь найти свои песни, ведь артист без репертуара - это не артист. И если со своими песнями они начнут собирать большие залы, а люди будут их принимать и любить, значит, они действительно победили, они состоялись. Потому что жюри может ошибиться, а публика - нет.

- А ваша сценическая карьера началась как раз с признания публики.

- Учась в Ленинградском университете, я записалась в хор польских студентов, и наш дирижер Александр Броневицкий предложил мне выступить в новогоднюю ночь в Консерватории. Я согласилась, хотя у меня не было даже платья для концерта. Я вышла на сцену в бело-зеленом шерстяном свитере, что связала мне мама, и в лыжных ботинках!

- Почему в лыжных ботинках?

- Я росла в Судетах, и для меня это была самая удобная обувь, привычная. Эти ботинки я купила в Москве на первую стипендию. И считала, что я одета очень неплохо! А в зале сидели дамы в необыкновенных платьях, дорогих украшениях. Они меня внимательно слушали, а потом вдруг - взрыв аплодисментов. Четыре раза меня вызывали на бис. После этого концерта и пришла первая популярность - газеты, радио...

- Как полагаете, чем вы так поразили зрителей?

- Индивидуальностью. Непохожестью на других. Я всегда была сама собой, никогда не играла на публику. Старалась донести до зрителя свое сердце, свои эмоции, свое ощущение этого мира. Я очень любила двух певиц - Клавдию Шульженко и Эдит Пиаф. Они абсолютно разные: одна - величественная, спокойная и этим просто гипнотизировала публику, другая - темпераментная, страстная. Но никогда я не хотела их повторить. Это очень важно, чтобы артист был неповторимым - самим собой.

- Недавно известный петербургский педагог по вокалу Иван Благодер приводил вас в пример как обладательницу уникального тембра. И говорил, что сейчас таких голосов нет: если артист поменял репертуар, его и не узнаешь...

- Я с ним согласна. В далекой юности, еще в Польше, когда я пела в хоре, ко мне подошел дирижер и сказал: «Тебя можно запомнить». Спустя несколько десятилетий меня, уже как известную советскую артистку, дважды приглашал в Париж на выступление директор легендарной «Олимпии» Брюно Кокатрикс. И я его спросила, почему же он выбрал меня, ведь в нашей стране столько талантливых певиц. Он ответил, что услышал меня однажды и уже не мог забыть.

- Аркадий Райкин говорил, что в артисте самое важное - индивидуальность, гражданская позиция и доброта...

- Доброта - это очень важно. Артист не должен быть хищником, он должен быть миссионером. Он должен нести со сцены свет, представление о человеческой порядочности, учить быть лучше, добрее к людям. Самовлюбленный артист - это порочно.

- Кто, на ваш взгляд, сейчас несет со сцены добро?

- Я не имею права судить. Кого-то из современных исполнителей для себя выделяю, но это только мое мнение. Пусть это решают музыкальные критики. Все артисты представляют определенную ценность, раз есть люди, которые их слушают и принимают в меру собственного достоинства.

- Сейчас модно снимать длинные сериалы о жизни звезд советского времени - о Людмиле Гурченко, Валерии Ободзинском... Есть фильм, в основе которого - ваша биография.

- Вы имеете в виду тот, в котором играла Марина Александрова? Она талантливая актриса, она пыталась меня повторить, но ведь это невозможно - повторить другого человека. Мне кажется, что подобные сериалы не совсем этичны. Они рассказывают зрителю о личной жизни артистов, которую создатели фильмов не знают! Так делать нельзя. Вообще личная жизнь артиста, на мой взгляд, должна быть закрыта от широкой публики.

- Вы столько лет верны Петербургу, но звания почетного гражданина у вас до сих пор нет.

- Сама очень удивлена этим фактом. На всех гастролях, во всех странах мира я всегда представляю наш город. Пою о нем. Есть очень красивые места - мне нравится Париж, Сан-Франциско, но Петербург я считаю самым красивым городом на Земле. Москва тоже прекрасна, но она так изменилась - сплошные небоскребы! А Петербург сохраняет свою архитектуру, свою историю, культуру. Какие талантливые люди рождаются здесь!

- Город за эти годы стал вам по-настоящему родным?

- Конечно. Моя дочь - ленинградка, внуки и правнуки - петербуржцы.

- Вы разделяете эти понятия: ленинградец, петербуржец?

- Нет, Ленинград для меня - это время, эпоха. Помню, во время одного концерта в ГДР я исполняла песню о Ленинграде, и на сцену вышел старый немец. Вдруг он мне по-немецки сказал, что он - участник Первой мировой войны, и он не знает, что такое Ленинград, но он знает великий Санкт-Петербург. Я благодарна Анатолию Собчаку, что он вернул городу его историческое имя. Все переименования - это политика. А политика - это нехорошо, это веяния, это не навсегда. Сегодня одно, завтра - другое.

- Вы довольны тем, как сложилась ваша жизнь?

- Все, что было, я вспоминаю с благодарностью. Мне посчастливилось стать артисткой, хотя я об этом не мечтала. Я хотела стать педагогом, приехала в Советский Союз учиться. Когда моя мама узнала, что здесь я пою на сцене, она писала: возвращайся в Польшу, будешь петь в костеле. Она не понимала, как этим можно зарабатывать на жизнь. Впрочем, много я не заработала. И это не так важно. Я всегда помню, кто я и откуда. Мои отец и брат были шахтерами. Это тяжелейший труд. Мама тоже работала на шахте сортировщицей, хотя у нее был прекрасный голос, она пела в церковном хоре. И то, что девочка из простой семьи стала известной певицей, это чудо.

#интервью #музыка #концерт #Театр Эстрады

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6253) от 09.08.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.