Эдита Пьеха: «Я всегда была сама собой»
Народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха отметила свой день рождения на сцене Театра эстрады им. А. Райкина. После концерта наш журналист поговорила с певицей о ставшем для нее родным Петербурге, о сценической индивидуальности и о призвании артиста.
Фото: предоставлено организаторами концерта Эдиты Пьехи в Театре Эстрады
- Эдита Станиславовна, как вы решили отмечать дни рождения на сцене?
- Эта традиция родилась совершенно случайно. Однажды во время каникул я поехала к маме в Польшу и увидела выступление одного западного артиста, по-моему, американского. Он отмечал свой день рождения на сцене. И я сразу решила, что это - мое, что я обязательно попробую. И вот этой традиции уже не одно десятилетие. Я не люблю долгие застолья, особенно когда люди выпьют лишнего... А праздновать с публикой - это так приятно. Я дарю им песни, они мне - свою любовь. Многих поклонников я знаю в лицо и очень благодарна им за верность. На концерте в Театре эстрады они мне подарили 90 букетов!
- С этим залом у вас связаны особенные воспоминания?
- Там я дала свой первый концерт после победы ансамбля «Дружба», где я была солисткой, на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Тогда директором театра был Исаак Гершман, брат известного фотографа Михаила Гершмана, который делал портреты Вертинского, Орловой... Меня с ним познакомили, именно он сделал мои первые профессиональные фотографии для открыток, афиш. Поэтому зал Театра эстрады для меня - это воспоминания о юности, о первых моих шагах в профессии. О времени, когда на сцене многое было честно и бескорыстно.
- Вам не нравится современный шоу-бизнес?
- Я никогда не чувствовала себя частью шоу-бизнеса, я просто артистка. На сцене меня сейчас смущает одно - вседозволенность. Исполнители позволяют себе выходить к зрителю в майках и шортах, кричать. Вместо имен - какие-то клички. Нет, я никого не ругаю, но сцена для меня всегда была особенным местом. Как храм, куда женщинам нельзя заходить с непокрытой головой. Есть определенные правила этики, воспитания, культуры... Желающих выступать на сцене много, но не каждый исполнитель может называться артистом. Это право надо заслужить. А сейчас идет определенная деградация.
- Как вы относитесь к популярным конкурсам, которые дают возможность молодым исполнителям быстро стать известными?
- Самый главный конкурс для артиста - испытание публикой и временем. Помню, однажды во время большого сборного концерта ко мне вдруг подошла Лидия Русланова и сказала: «Вы будете петь очень долго». И эту же фразу адресовала мне Клавдия Ивановна Шульженко, которую я безмерно любила и уважала. Слова великих певиц оказались пророческими - у меня сложилась долгая сценическая судьба.
Молодые артисты должны в первую очередь найти свои песни, ведь артист без репертуара - это не артист. И если со своими песнями они начнут собирать большие залы, а люди будут их принимать и любить, значит, они действительно победили, они состоялись. Потому что жюри может ошибиться, а публика - нет.
- А ваша сценическая карьера началась как раз с признания публики.
- Учась в Ленинградском университете, я записалась в хор польских студентов, и наш дирижер Александр Броневицкий предложил мне выступить в новогоднюю ночь в Консерватории. Я согласилась, хотя у меня не было даже платья для концерта. Я вышла на сцену в бело-зеленом шерстяном свитере, что связала мне мама, и в лыжных ботинках!
- Почему в лыжных ботинках?
- Я росла в Судетах, и для меня это была самая удобная обувь, привычная. Эти ботинки я купила в Москве на первую стипендию. И считала, что я одета очень неплохо! А в зале сидели дамы в необыкновенных платьях, дорогих украшениях. Они меня внимательно слушали, а потом вдруг - взрыв аплодисментов. Четыре раза меня вызывали на бис. После этого концерта и пришла первая популярность - газеты, радио...
- Как полагаете, чем вы так поразили зрителей?
- Индивидуальностью. Непохожестью на других. Я всегда была сама собой, никогда не играла на публику. Старалась донести до зрителя свое сердце, свои эмоции, свое ощущение этого мира. Я очень любила двух певиц - Клавдию Шульженко и Эдит Пиаф. Они абсолютно разные: одна - величественная, спокойная и этим просто гипнотизировала публику, другая - темпераментная, страстная. Но никогда я не хотела их повторить. Это очень важно, чтобы артист был неповторимым - самим собой.
- Недавно известный петербургский педагог по вокалу Иван Благодер приводил вас в пример как обладательницу уникального тембра. И говорил, что сейчас таких голосов нет: если артист поменял репертуар, его и не узнаешь...
- Я с ним согласна. В далекой юности, еще в Польше, когда я пела в хоре, ко мне подошел дирижер и сказал: «Тебя можно запомнить». Спустя несколько десятилетий меня, уже как известную советскую артистку, дважды приглашал в Париж на выступление директор легендарной «Олимпии» Брюно Кокатрикс. И я его спросила, почему же он выбрал меня, ведь в нашей стране столько талантливых певиц. Он ответил, что услышал меня однажды и уже не мог забыть.
- Аркадий Райкин говорил, что в артисте самое важное - индивидуальность, гражданская позиция и доброта...
- Доброта - это очень важно. Артист не должен быть хищником, он должен быть миссионером. Он должен нести со сцены свет, представление о человеческой порядочности, учить быть лучше, добрее к людям. Самовлюбленный артист - это порочно.
- Кто, на ваш взгляд, сейчас несет со сцены добро?
- Я не имею права судить. Кого-то из современных исполнителей для себя выделяю, но это только мое мнение. Пусть это решают музыкальные критики. Все артисты представляют определенную ценность, раз есть люди, которые их слушают и принимают в меру собственного достоинства.
- Сейчас модно снимать длинные сериалы о жизни звезд советского времени - о Людмиле Гурченко, Валерии Ободзинском... Есть фильм, в основе которого - ваша биография.
- Вы имеете в виду тот, в котором играла Марина Александрова? Она талантливая актриса, она пыталась меня повторить, но ведь это невозможно - повторить другого человека. Мне кажется, что подобные сериалы не совсем этичны. Они рассказывают зрителю о личной жизни артистов, которую создатели фильмов не знают! Так делать нельзя. Вообще личная жизнь артиста, на мой взгляд, должна быть закрыта от широкой публики.
- Вы столько лет верны Петербургу, но звания почетного гражданина у вас до сих пор нет.
- Сама очень удивлена этим фактом. На всех гастролях, во всех странах мира я всегда представляю наш город. Пою о нем. Есть очень красивые места - мне нравится Париж, Сан-Франциско, но Петербург я считаю самым красивым городом на Земле. Москва тоже прекрасна, но она так изменилась - сплошные небоскребы! А Петербург сохраняет свою архитектуру, свою историю, культуру. Какие талантливые люди рождаются здесь!
- Город за эти годы стал вам по-настоящему родным?
- Конечно. Моя дочь - ленинградка, внуки и правнуки - петербуржцы.
- Вы разделяете эти понятия: ленинградец, петербуржец?
- Нет, Ленинград для меня - это время, эпоха. Помню, во время одного концерта в ГДР я исполняла песню о Ленинграде, и на сцену вышел старый немец. Вдруг он мне по-немецки сказал, что он - участник Первой мировой войны, и он не знает, что такое Ленинград, но он знает великий Санкт-Петербург. Я благодарна Анатолию Собчаку, что он вернул городу его историческое имя. Все переименования - это политика. А политика - это нехорошо, это веяния, это не навсегда. Сегодня одно, завтра - другое.
- Вы довольны тем, как сложилась ваша жизнь?
- Все, что было, я вспоминаю с благодарностью. Мне посчастливилось стать артисткой, хотя я об этом не мечтала. Я хотела стать педагогом, приехала в Советский Союз учиться. Когда моя мама узнала, что здесь я пою на сцене, она писала: возвращайся в Польшу, будешь петь в костеле. Она не понимала, как этим можно зарабатывать на жизнь. Впрочем, много я не заработала. И это не так важно. Я всегда помню, кто я и откуда. Мои отец и брат были шахтерами. Это тяжелейший труд. Мама тоже работала на шахте сортировщицей, хотя у нее был прекрасный голос, она пела в церковном хоре. И то, что девочка из простой семьи стала известной певицей, это чудо.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6253) от 09.08.2018.
Комментарии