Единственный в своем роде. Тайны иконостаса Петропавловского собора

Музей истории Петербурга напомнил горожанам о круглой дате: ровно 300 лет назад начались работы по созданию иконостаса Петропавловского собора.

Единственный в своем роде. Тайны иконостаса Петропавловского собора | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как рассказывает Марина Логунова, главный научный сотрудник музея, в марте 1722 года архитектор Доминико Трезини отправил в Москву «меру где быть иконостасу в святой церкви Петра и Павла». Это был условный чертеж, и он не сохранился до наших дней. Но именно ему следовал архитектор и скульптор Иван Зарудный, под руководством которого в Оружейной палате Кремля создавался иконостас. Необычный, многозначный, единственный в своем роде.

Петропавловский собор, как известно, по планировке не похож на русские храмы. Он больше напоминает западноевропейскую базилику, чем православную церковь. В его архитектуре отразились те новшества, которые захлестнули Россию по воле Петра I. Иконостас, сюжетно-символическая программа которого писалась при личном участии императора, тоже стал своего рода манифестом.

Его центральная часть выстроена по образу и подобию триумфальной арки — прозрачный намек на победу в Северной войне. 43 иконы написаны мастерами, изучившими как русскую, так и западноевропейскую традиции. Это образы святых, соименных членам семьи Петра I, святых из династии Рюриковичей (нужно было подчеркнуть связь Романовых с их предшественниками), святых царей и цариц… Все направлено на прославление деяний и политики первого российского императора, на утверждение его реформ.

Стоит приглядеться, и обнаруживаются прелюбопытные детали. Так, на одной из икон нижнего ряда Иисус восседает на престоле в одеждах московского царя. Богоматерь на образе слева от Царских врат чертами лица напоминает Екатерину I, а младенец у нее на руках похож на Петра I.

Много раз возникает тема ключей — их можно увидеть не только в руках у апостола Петра, но и у Христа. И тут выстраивается целая цепочка символов, ­библейских и не только: ключи жизни и смерти, ключи смерти и ада, ключи от Балтийского моря… И таких намеков, отсылок, сравнений можно отыскать множество.

Известно, что в Петропавловском соборе не раз случались пожары, но деревянный иконостас, доставленный в Петербург и собранный уже на месте из отдельных деталей в 1727 году, сохранился до нашего времени практически в первозданном виде. Его много раз реставрировали, а в 1886 году обветшавшие Царские врата заменили на точно такие же, но отлитые из бронзы. Они весят 9900 килограммов, и, для того чтобы можно было полностью открывать их в дни особо торжественных служб, пришлось установить специальные рельсы. Но общая композиция не изменилась. Мы видим сегодня те же киоты, те же иконы и ту же резьбу, что и петербуржцы XVIII столетия.

Последняя реставрация иконостаса завершилась девять лет назад. Тогда он был тщательно промыт и заново позолочен (причем матовое золочение теперь снова сочетается с глянцевым — так, как это было изначально). Были отреставрированы скульптуры и иконы, воссоздан фонарь в руках у архангела Гавриила, восстановлена композиция «Иисус во славе», венчающая напрестольную сень за царскими вратами…

Тогда же исследователи совершили несколько открытий. Например, оказалось, что легенда о том, будто после пожара 1756 года иконостас разобрали и вынесли из собора, вряд ли соответствует действительности. Это было невозможно сделать, не возведя строительные леса. Так что, скорее всего, вынести удалось только Царские врата.

Считалось также, что в 1830–1832 годах под иконостас подвели цоколь, чтобы защитить нижнюю часть конструкции от загнивания. Однако при реставрации были обнаружены деревянные детали, обитые холстом, расписанным под розовый мрамор. Значит, цоколь существовал изначально, а в XIX столетии его обновили, заменив дерево камнем.

Для самых наблюдательных реставраторы оставили небольшой сюрприз-курьез. На центральной иконе кафедры собора у святого Петра… три руки. Из них две — правые. Одну он воздел к небу, другую положил на грудь. Один вариант — окончательный, другой — пробный, промежуточный. Теперь оба они на виду…

И это только часть историй, которые хранит Петропавловский собор. В год 350‑летия со дня рождения Петра I и 300‑летия со дня начала работ по созданию иконостаса Петропавловского собора Музей истории города обещает провести целый ряд торжественных мероприятий.

#православие #храмы и церкви #икона

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7168) от 16.05.2022 под заголовком «У иконостаса много тайн».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?