Петербург встретил «Лучших клоунов мира»
В Петербурге впервые прошел международный фестиваль «Лучшие клоуны мира». Накануне в ТАСС российские, бразильский, португальский, итальянский и австрийский титулованные клоуны рассуждали, каково это - работать «дураком».

Борис Оскотский провернул несколько трюков, призвав в помощники представителей прессы. ФОТО АВТОРА
Клоуну красный нос и парик необязательны - молодой португалец Цезарь Диас, например, чисто хипстер. У него, правда, этакий «локон страсти» на лбу, но это «горячий привет» комиксному Супермену, которого Цезарь уважает. Выступление Диаса на пресс-конференции оказалось незапланированно комичным: он изъяснялся по-португальски, бразилец Пепе Жардим (тоже без парика и носа, такой франтоватый), серебряный призер Международного фестиваля цирка Бразилии, переводил на английский, но иногда козырял на русском - нахватался словечек у одного российского коллеги, у него же вник в искусство российской клоунады, вспомнил нашего Карандаша. Австриец Дон Кристиан (обладатель «Золотого клоуна» на Международном фестивале циркового искусства в Варшаве) ссылался на Олега Попова. И на присутствовавшего на пресс-конференции обладателя «Золотого клоуна» фестиваля в Монте-Карло итальянца Дэвида Ларибле (он, к слову, мелькнул в лихих «Одиннадцати друзьях Оушена» Стивена Содерберга). Ларибле закручинился: «Когда молодежь говорит, что в профессии вдохновлялась твоим примером, чувствуешь, что стареешь».
Вопросы клоунам доставались курьезные - был, например, от представителя научного института: используются ли в клоунаде новые технологии? Ларибле довольно пренебрежительно к ним относится: «Клоунада - сама себе наука. Мы конкурируем с гаджетами, Интернетом, кино, и конкурируем успешно, потому что обращаемся к душе. А технологии к душе не обращаются, они не создают поэзию». Но смахивающий на профессора Владимир Георгиевский (Россия, Англия; он еще и акробат, и победитель шоу «Лига удивительных людей-2018») отметил: в цирке новые технологии вполне приветствуются, на одной из мировых арен, скажем, гарцуют не настоящие лошади, а их голограммы, - бальзам на душу зоозащитникам.
На вопрос каково это - быть «дураками», шутами, Дон Кристиан невозмутимо сообщил: «Клоуны отзеркаливают глупость человечества так, чтобы она была видна четче. А вообще-то лучше быть счастливым дураком, чем несчастным интеллектуалом». Владимир Георгиевский напомнил, что карта шута, джокер, заменяет любую, а при королях шуты были поумнее многих советников. Борис Оскотский, заслуженный артист России, лауреат национальной премии «Циркъ», вспомнил, как видел в цирке слепого человека, который смеялся и охал вместе с залом, хотя содержание номера ему просто пересказывали. «А если серьезно, - подытожил Оскотский, - вот мы были в больнице, где лежат дети, которые ходить не могут. Некоторые из них в цирке никогда не были, потому что попросту не добраться». Это к тому, что шут - вполне себе терапевтическая специальность.
Клоуны чаще выступают в перерывах между другими цирковыми номерами, а тут, получается, весь фестиваль состоял из таких вот «перерывов». Но, как сказала худрук фестиваля Елена Петрикова, программа «очень легкая, не растянутая», потому что «когда чересчур много хорошего - это тоже плохо». Представление «Лучшие клоуны мира» стало своеобразным празднованием 100-летия цирков России как государственных учреждений.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6340) от 11.12.2018 под заголовком «Джокер заменяет любую карту».
Материалы рубрики
Юбилейный XXV Фестиваль мороженого пройдет в Петербурге
Радуга весной. В ТЮЗе проходит театральный фестиваль
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии