Петербург встретил «Лучших клоунов мира»
В Петербурге впервые прошел международный фестиваль «Лучшие клоуны мира». Накануне в ТАСС российские, бразильский, португальский, итальянский и австрийский титулованные клоуны рассуждали, каково это - работать «дураком».
Борис Оскотский провернул несколько трюков, призвав в помощники представителей прессы. ФОТО АВТОРА
Клоуну красный нос и парик необязательны - молодой португалец Цезарь Диас, например, чисто хипстер. У него, правда, этакий «локон страсти» на лбу, но это «горячий привет» комиксному Супермену, которого Цезарь уважает. Выступление Диаса на пресс-конференции оказалось незапланированно комичным: он изъяснялся по-португальски, бразилец Пепе Жардим (тоже без парика и носа, такой франтоватый), серебряный призер Международного фестиваля цирка Бразилии, переводил на английский, но иногда козырял на русском - нахватался словечек у одного российского коллеги, у него же вник в искусство российской клоунады, вспомнил нашего Карандаша. Австриец Дон Кристиан (обладатель «Золотого клоуна» на Международном фестивале циркового искусства в Варшаве) ссылался на Олега Попова. И на присутствовавшего на пресс-конференции обладателя «Золотого клоуна» фестиваля в Монте-Карло итальянца Дэвида Ларибле (он, к слову, мелькнул в лихих «Одиннадцати друзьях Оушена» Стивена Содерберга). Ларибле закручинился: «Когда молодежь говорит, что в профессии вдохновлялась твоим примером, чувствуешь, что стареешь».
Вопросы клоунам доставались курьезные - был, например, от представителя научного института: используются ли в клоунаде новые технологии? Ларибле довольно пренебрежительно к ним относится: «Клоунада - сама себе наука. Мы конкурируем с гаджетами, Интернетом, кино, и конкурируем успешно, потому что обращаемся к душе. А технологии к душе не обращаются, они не создают поэзию». Но смахивающий на профессора Владимир Георгиевский (Россия, Англия; он еще и акробат, и победитель шоу «Лига удивительных людей-2018») отметил: в цирке новые технологии вполне приветствуются, на одной из мировых арен, скажем, гарцуют не настоящие лошади, а их голограммы, - бальзам на душу зоозащитникам.
На вопрос каково это - быть «дураками», шутами, Дон Кристиан невозмутимо сообщил: «Клоуны отзеркаливают глупость человечества так, чтобы она была видна четче. А вообще-то лучше быть счастливым дураком, чем несчастным интеллектуалом». Владимир Георгиевский напомнил, что карта шута, джокер, заменяет любую, а при королях шуты были поумнее многих советников. Борис Оскотский, заслуженный артист России, лауреат национальной премии «Циркъ», вспомнил, как видел в цирке слепого человека, который смеялся и охал вместе с залом, хотя содержание номера ему просто пересказывали. «А если серьезно, - подытожил Оскотский, - вот мы были в больнице, где лежат дети, которые ходить не могут. Некоторые из них в цирке никогда не были, потому что попросту не добраться». Это к тому, что шут - вполне себе терапевтическая специальность.
Клоуны чаще выступают в перерывах между другими цирковыми номерами, а тут, получается, весь фестиваль состоял из таких вот «перерывов». Но, как сказала худрук фестиваля Елена Петрикова, программа «очень легкая, не растянутая», потому что «когда чересчур много хорошего - это тоже плохо». Представление «Лучшие клоуны мира» стало своеобразным празднованием 100-летия цирков России как государственных учреждений.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6340) от 11.12.2018 под заголовком «Джокер заменяет любую карту».
Комментарии