Джокер бьет Пиковую Даму
Если раньше, желая скоротать вечерок, средний петербуржец брался за роман, то сегодня рука сама тянется к Интернету. Люди не стали читать меньше - просто вместо повестей и рассказов теперь они читают чаты или статьи в сетевых изданиях. Как результат: новый роман какого-нибудь модного московского прозаика выходит тиражом тысяча - полторы тысячи экземпляров. Притом что даже полтора века назад в почти поголовно неграмотной стране средний тираж книжных новинок обычно составлял все-таки две-три тысячи. Упадок коснулся всех видов книжной продукции: прозы, научпопа, детской литературы (о поэзии или художественных альбомах уж и не говорю). За одним-единственным исключением: именно последние несколько лет стали эпохой подлинного расцвета графических романов. Иначе говоря, комиксов.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В Петербурге сегодня открыто сразу несколько магазинов, торгующих исключительно рисованными историями. Самый крупный в лофте на Обводном канале, еще один - на Большом проспекте Петроградской стороны. Во сколько ни зайди, внутри сразу несколько покупателей: вежливо интересуются у продавцов, в каком именно томе Человек-паук пал-таки от руки своего главного врага Человека-тапка.
Комиксам посвящают циклы лекций. О них спорят блогеры. Девочки-школьницы носят футболки с изображениями любимых героев, а лобастые культурологи пытаются как-то происходящее истолковать. И даже крупные книжные магазины на Невском, сдавшись, отвели под комиксы сразу по целому залу. Хотя даже я отлично помню, как всего пару лет назад тамошние товароведы клялись, что никогда кованый сапог Железного человека не ступит под одни своды с представленными у них Пушкиным и Достоевским.
У истоков поветрия стояли, как это обычно бывает, именно петербуржцы. Почти десять лет назад главный редактор издательства «Амфора» Вадим Назаров предпринял вдруг странный шаг. До этого издательство публиковало сплошь эстетскую прозу Борхеса да Милорада Павича. А тут издало вдруг толстенный, почти на триста страниц, комикс «V значит Вендетта».
Думаю, сперва Назаров рассматривал публикацию всего лишь как шутку, этакий реверанс в сторону необычного жанра современной литературы. А оказалось, что расходятся рисованные романы куда лучше, чем романы из букв. Да и говорят о вещах более интересных. Так что вскоре след в след за первым издательством двинулись все остальные. И никакие разговоры о низкопробности комиксов капитанов книгоиздания больше не смущали.
Один из издателей рассказывал мне:
- Разумеется, как и каждый нормальный человек, до какого-то момента комиксы я не читал, но относился к ним скептически. Мол, развлечение для недалеких. Поэтому самый первый прочитанный комикс здорово меня удивил. Речь там шла о вещах, мягко говоря, недетских: тоталитаризм и свобода, одиночество и самопожертвование, отчаяние и надежда. В том комиксе была даже глава, в которой герои обсуждали довольно сложную богословскую проблему. Ничего себе! - помню, подумал я. Чтобы вы понимали: литературная премия «Национальный бестселлер» досталась в том году роману, повествующему о любви мужчины с его спинной грыжей. Ну и кого после этого можно назвать автором действительно серьезной литературы?
Сегодня комиксов по-русски выходит в разы больше, чем, скажем, современной прозы. Обозреть это море невозможно. С одной стороны - 22 тома приключений Тинтина (классики французской детской литературы), а с другой - пронзительный «Маус», говорящий о холокосте, и несколько жутковатых историй, посвященных ближневосточным конфликтам наших дней. А уж там, где были опубликованы сотни томов западной продукции, как было не появиться и русским аналогам?
Делать отечественные комиксы пытались многие. Петербургский художник Илья Обухов даже выпускал одно время ежегодный альманах, в котором представлял читателю все лучшее, что было создано по-русски за год. Однако до поры до времени все это так и оставалось развлечением для совсем узенького круга посвященных.
Переломить ситуацию попробовали москвичи. В самом начале 2010-х младший сын одного из главных отечественных медиамагнатов запустил на рынок сразу несколько роскошно изданных циклов: мистический про Бесобоя, детективный про майора Грома, исторический про героя по имени Инок. Сделаны они были вполне на западном уровне, но при этом каждой деталью выдавали именно отечественное происхождение. В наступившем 2017-м издатель обещает один из циклов экранизировать, и в Ютьюбе даже появился трейлер будущего блокбастера. Смешно: в качестве главных злодеев там действуют грабители в масках таких, знаете, красноносых хоккеистов из старого советского мультика.
Собственного клуба у петербургских любителей комиксов нет. Фанаты если где и встречаются, то разве что на книготорговой ярмарке: в самом дальнем от входа углу там вечно сидит, уткнувшись в пеструю страничку, совсем молодой длинноволосый продавец.
- Неужели вам и правда нравится всем этим заниматься? - как-то поинтересовался я у парня. - Может, все же классика, а? Поэзия, Чехов, тени великих предков? В конце концов, ведь именно книжки делают каждого из нас лучше.
- Что значит «лучше»? - усмехнулся тот. - Ученые установили, что за восприятие текста и образов в мозгу человека отвечают разные полушария. Тот, кто читает книгу, использует только правое, а тот, кто смотрит на картину, - только левое. И знаете, в чем состоит единственный способ вернуть нам целостность? Правильно: объединить текст и картинку. Только тот, кто читает комикс, использует весь мозг - и, значит, становится действительно лучше. А вы говорите: «поэзия»!
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5876) от 26.01.2017.
Комментарии