Джентльмены предпочитают не суетиться. В прокат выходит новый фильм Гая Ричи
Британский режиссер Гай Ричи публике известен двумя достижениями. Во-первых, он был женат на певице Мадонне... А во-вторых, и за это его действительно любят - двадцать лет назад он вдохнул новую яркость в жанр криминальной комедии. В своих фильмах «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» Ричи ярко показал жизнь и повадки лондонских уголовников разных мастей - весь этот неизъяснимый говор кокни, смесь грубости с чопорностью и стильными прикидами, а также склонность устраивать из любой проблемы бардак пополам с хаосом. И все это под соусом характерного английского юмора.
Вместе с режиссером посолиднели и его персонажи.
Потом, видно, режиссеру захотелось доказать, что он умеет снимать и арт-хаус, умное кино. И зря: публика тосковала по старым временам, получая от Ричи претенциозные «Револьвер» и «Рок-н-ролльщика», симпатичного, но тривиального «Шерлока Холмса», невменяемый «Меч короля Артура» и пресноватого «Аладдина».
И вот - «Джентльмены». С первых же пяти минут поклонникам режиссера становится ясно, что они дома. Ричи снова, как в его тридцать, делает то, что умеет лучше всего. По «Джентльменам» чувствуется, что радостно ему возвращаться в молодость. Ну или хотя бы играть в нее.
В центре «Джентльменов» герой актера Мэттью Макконахи - Микки Пирсон, эмигрант из Америки, построивший на британской земле огромную сеть теплиц с плантациями «дури». Наркоимперию он скрыл на землях разорившихся аристократов, отстегивая им процент: там никто проверять не станет. Желая остепениться, Микки ведет переговоры по продаже своего бизнеса другому лощеному и ушлому американцу, которого играет Джереми Стронг.
Разумеется, все не может пройти гладко, и вот уже закручивается типичный гай-ричевский нелепый и кровавый водоворот. В нем находится место и жестоким китайским триадам, и русской мафии, и золотой молодежи, и местным гопникам, во главе которых еще один персонаж по прозвищу Тренер (его играет Колин Фаррелл).
Тот же карнавал вокруг денег и наркотиков - да не тот же. Годы все-таки дают о себе знать: вместе с режиссером как-то повзрослели, посолиднели и его персонажи. Они уже не рассматривают резню и пальбу как самое эффективное средство от любых проблем: скорее, жестокость - нежелательный побочный эффект, когда другие способы ведения бизнеса зашли в тупик. Ведь все здесь - респектабельные преуспевающие джентльмены. К чему суетиться?
Нам даже показывают типичную сцену, когда Микки - Макконахи выхватывает верный пистолет и лихо кладет всех супостатов - лишь затем, чтобы потом отмотать назад и сообщить: ничего подобного не произошло... Всю интригу с Микки обрамляет еще один сюжет: беседа Миккиного подельника Рэймонда (Чарли Ханнам) и пройдохи-журналиста Флетчера, который надеется шантажом урвать свой большой куш (выход Хью Гранта, который - с бородкой и в кожаном пиджаке - не был так смешон, кажется, никогда). Журналюга не просто шантажирует бандитов: в приступе нарциссизма он еще и сваял из своего расследования сценарий, который относит в конце на студию «Мирамакс». Вот ведь совпадение - именно на «Мирамаксе» были сняты «Джентльмены»...
Вдобавок то и дело звучат фразы вроде «прямо вижу это на широкоугольном экране» или «дальше будет сиквел», а то и начинают репетировать по ролям какой-то диалог... Герои, кажется, вполне в курсе, что находятся внутри криминальной комедии. И их это, по большому счету, устраивает.
Кажется, что к своим пятидесяти Ричи захотелось подвести и некие карьерные итоги. Поэтому свои классические водевильные тараканьи бега он развернул не просто так, а закатал туда ощущения от киношной работы. И тут он вновь сошелся со своим старшим соратником Тарантино, который в прошлом году очень похожим образом поупражнялся в «Однажды в Голливуде» - тоже оммаж самому себе и любимой эпохе.
И, подобно Тарантино, Ричи запечатлел себя в главных героях. Правда, Ричи в отличие от Микки - природный британец, но оба они обожают британскую культуру. Ричи, как и его герой, носит твид, любит старинные усадьбы, охоту. И даже паб, в котором происходило действие первой сцены, его собственный. Как Флетчер, он самонадеянный и нарциссичный автор, пытающийся зафиксировать творящееся вокруг безобразие с помощью камеры и бумаги. И даже на Тренера он смахивает: так же опекает молодежь и чуточку наивно проповедует твердые моральные устои, хотя и о себе не забывает. Все это вполне в рамках джентльменского поведения. А если что не так - можно списать на знаменитую английскую эксцентричность.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6617) от 04.02.2020 под заголовком «Джентльмены предпочитают не суетиться».
Комментарии