Петербург встретил «джазовые» выходные
Последние выходные июля все, кто по каким-то причинам застрял в Петербурге, смогли провести нескучно.
ФОТО Михаила САДЧИКОВА-младшего
На площади Островского напротив Александринского театра три дня шумел «Петроджаз». Директор фестиваля Иннокентий Волкоморов говорит, что за 15 лет им удалось «достучаться до народа». Фестиваль не ставит границ, и здесь звучит музыка самых разных направлений - блюз, фанк, рок и даже поп-музыка (в небольших дозах).
Хедлайнерами «Петроджаза» в этом году стали Давид Голощекин и датский саксофонист Ларс Меллер, выступивший с петербургским ансамблем The BreadBerries. А были еще петербургские Not jazz band (выступившие со знаменитым саксофонистом Раиво Тафенау), «2X2 саксофон», Smooth Kats и десятки других. Ведущий «Петроджаза» Владимир Фейертаг, предваряя каждое выступление, не только описывал музыкантов, но и рассказывал об истоках джаза и его нынешнем месте в мире.
- Джаз - это состояние души, это то, что объединяет людей всегда, независимо от возраста и благосостояния, - сказал Фейертаг.
В первый день фестиваля, в пятницу, народу собралось много. Звучало танго Астора Пьяццоллы. Tangel Trio - музыкальный проект родом из Барселоны, созданный тремя аргентинскими музыкантами. У одного из них, пианиста Ивана Соломонова, русские корни. Аранжировки страстных мелодий танго поддержала танцевальной импровизацией Екатерина Меркулова.
Танцевали на «Петроджазе» очень много: и не только профессиональные артисты на сцене, но и люди, собравшиеся на площади. Мне запомнился стройный джентльмен в белом, который отжигал под джаз, несмотря на жару. Китайские туристы, забредшие на площадь, тоже радовались происходящему как дети, танцуя и делая селфи.
«Петроджаз» всем хорош, но место не идеальное. В разгар дня температура воздуха достигала 30 градусов, казалось, что и асфальт, и дома пышут жаром.
Более благостно было на Елагином острове, где в субботу прошел фестиваль «Усадьба Jazz», который в этом году отмечает 15-летие. Фестиваль проходит в разных городах России на лоне природы. В Москве - на территории музея-усадьбы князей Юсуповых «Архангельское», в Екатеринбурге - в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых, в Воронеже - в дворцовом комплексе Ольденбургских в Рамони. А у нас - на Елагином острове, который поэт Серебряного века Николай Агнивцев назвал «цветком в петлице Петербурга».
На трех сценах зажигали группа «Добрый вечер» с пианистом Станиславом Чигадаевым и приглашенным балалаечником-виртуозом Георгием Нефедовым, Вова Чё Морале, «Мистер Твистер» и обаятельные грузины MGZAVREBI.
Самой яркой звездой нынешней «Усадьбы» была Джосс Стоун, за которой, как говорят организаторы, они охотились много лет. Британская певица с внешностью «английской розы» отличается мощным «черным» вокалом. Она всегда выступает босой, не изменила себе и на этот раз. По словам Джосс, так она лучше чувствует сцену. А в жизни часто носит каблуки.
Приятно, что в последнее время организаторы обоих фестивалей ушли от чисто музыкальной составляющей и стали делать семейный праздник - на «Усадьбе» даже ввели специальный семейный билет и музыкальную зону для юного поколения (с лекциями и мини-концертами).
Еще один интересный опен-эйр прошел в субботу в Михайловском саду Русского музея, где собрались участники и зрители необычного действа «Симфония труда. Звуковая картина меняющегося мира». Перед южным фасадом Михайловского дворца расположились элементы инсталляции - скирды сена, прялка с веретеном, ведра на коромысле, швейные машинки «Зингер», резные наличники. Мастерицы, одетые в русские народные костюмы, плели коврики, пряли, ткали. Выглядело все это умиротворяюще, казалось, что ты попал в какую-нибудь картину Алексея Венецианова. Однако расположенные в тени деревьев электронные инструменты, провода возвращали в сегодняшний день.
Концерт «Симфония труда», представляющий произведение современного композитора Петра Айду, должен был начаться в четыре часа. В ожидании начала мы с коллегой сидели неподалеку от афиши, на которой было написано: «Музыкальный перформанс с участием сельских инструментов и индустриальных агрегатов «Симфония труда» от композитора Петра Айду. Семизначное звуковое колесо театра АХЕ».
- Нет, не останемся, - сказал своему приятелю молодой человек, прочитавший о предстоящем действе. - Не для средних умов. Это тебе не Рахманинов.
А мы остались и не пожалели. «Симфония», в которой музыканты воспроизводили различные фабричные и заводские шумы, будь то ритмичное постукивание ткацких станков, гул машин или удары тяжелых молотов, в сочетании с жарой действовала на психику завораживающе. Было похоже на коллективную медитацию.
К симфонии добровольно присоединились пронзительно кричащие чайки и грозно каркающие вороны. Как раз во время музыкального перформанса они решили в очередной раз побороться за территорию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6245) от 30.07.2018 под заголовком «Джаз в конце июля».
Комментарии