Джаз– не бизнес, но служение
Филармония джазовой музыки открыла новый сезон совместным концертом петербургского Jazz Philharmonic orchestra и американского вокалиста Джейми Дэвиса. Аншлаг был невероятный. Любителей и знатоков джаза в Петербурге много, в том числе благодаря просветительской деятельности Джазовой филармонии, где каждому новичку объясняют, что такое джаз и кто его герои. Художественный руководитель Филармонии джазовой музыки народный артист России Давид ГОЛОЩЕКИН рассказал нашему корреспонденту о предстоящих концертах, текущих заботах и маленьких радостях.
Иллюстрация Furtseff/shutterstock.com
- Давид Семенович, за двадцать семь лет работы Джазовой филармонии вы привыкли к постоянным аншлагам. Откуда у зрителей такой интерес к джазу? Музыка совсем не массовая.
- Энтузиазм петербургской публики несравним с тем, что наблюдается в Европе и даже Америке. Джейми Дэвис, звезда мирового джаза, выступивший у нас на открытии сезона, сказал, что наша публика самая благодарная и отзывчивая. На прощание он заявил, что готов приехать в любую секунду, не считаясь с гонораром. Конечно, его всюду приглашают, однако он очень избирательный человек. Ему очень понравился наш оркестр. А угодить американской джазовой звезде оркестром невероятно трудно. Считается, что трудно превзойти уровень американских оркестров. Но Джейми Дэвис уверил, что петербургский ничуть не хуже.
Мы же филармония, наша задача - открыть людям джаз, а не заработать как можно больше денег. Или доставить удовольствие тем, кто давно открыл его для себя. Это не бизнес, но служение. Джейми Дэвис тоже оказался таким служителем.
- Но приезды звезд мирового класса случаются не так часто, как хотелось бы. Успешную деятельность филармонии обеспечивают ваши постоянные резиденты.
- Сегодня мы единственная государственная организация в России, где служат только джазовые оркестры. Если вы посмотрите нашу афишу, увидите, что коллективы дают самые разные программы. Я ставлю перед музыкантами задачу - на каждом концерте исполнять новую.
Само собой, только своими силами не проживешь, и мы нуждаемся в гостях. Предложений очень много. За рубежом у петербургской Джазовой филармонии очень хорошая репутация. Нас причисляют к элите джазовых клубов мира. Но не стоит думать, что большая часть публики - ценители и знатоки жанра. Могу сказать, что из всех, кто к нам приходит, любителей джаза процентов десять.
У меня масса писем от западных музыкантов, пишут отовсюду, даже из Австралии. Но, для того чтобы их принять, нужны средства. И это самый больной вопрос.
- И кого ждете в гости в этом году?
- В октябре у нас будут играть латвийские и эстонские музыканты. В частности, оркестр Латвийского радио. Затем к нам нагрянут американские джазмены. Чаще всего они выступают совместно с российскими. Несмотря на сложные политические отношения, музыка крепко объединяет людей, служит взаимопониманию. Американское посольство очень старается укреплять эти связи. Канадский пианист, профессор консерватории, сам написал мне письмо, что у него есть спонсоры и он хочет у нас сыграть. Я послушал его записи в Интернете и подумал: «Почему бы и нет?». Когда нет больших затрат, мы с удовольствием принимаем зарубежных музыкантов. Конечно, нужна спонсорская поддержка - я обратился с предложением к Алексею Миллеру. Он оказался человеком, осведомленным в джазе. Я сказал, что знаю, как сделать Петербург джазовым центром, но на это необходимы ресурсы. Пока ответа не получил.
Нам многое приходится делать на дружеских началах, из любви к искусству и желания показать зрителям настоящий джаз. Осенью организуем юбилейный концерт московского барабанщика Виктора Епанешникова, которому исполняется 75 лет. Он играл в оркестре Олега Лундстрема, в других уважаемых оркестрах. У него масса поклонников. На праздничный вечер приедут несколько московских музыкантов и американский саксофонист.
- Что нового вы предложите постоянным зрителям?
- Мы подготовим несколько программ - портретов знаменитых джазовых исполнителей. Илья Луштак спел репертуар Фрэнка Синатры, певица Юлия Касьян сделала три программы. Но публике знакомы далеко не все знаковые имена джаза. Мне, например, очень хочется исполнить программу, посвященную саксофонисту Джону Колтрейну и Майлзу Дэвису.
- Концерты цикла «Джаз — детям» проложили на Загородный проспект дорожку для совсем юных зрителей. А удается ли привлекать молодежь?
- Мы открыли новый цикл «Джаз для школьников в инструментах». Кирилл Бубякин будет вести эти молодежные образовательные концерты. Кроме того, в наступившем сезоне мы начали сотрудничать с Театром эстрады. Я со своим оркестром «Струны Петербурга» там уже выступал. Теперь этот театр сделал отдельную рубрику «Филармония джазовой музыки представляет...». Там больше зал, сцена совсем другая. 12 ноября снова выступим со «Струнами Санкт-Петербурга», а в декабре проведем концерт, посвященный столетию Фрэнка Синатры, с участием Jazz Philharmonic orchestra и гитариста Ильи Луштака, который к тому же отлично поет и спел всю программу с нашим оркестром. Хочется быть ближе к широкой публике.
- А гастроли вам предстоят?
- В прошлом году с моим ансамблем и Юлией Касьян мы ездили в тур по семи российским городам. Он прошел с огромным успехом. Теперь в том же составе мы приглашены на Джазовый фестиваль в Братиславу. Долгое время наши ансамбли не очень приглашали. Наконец, у нас наладились прекрасные отношения, потому что несколько словацких музыкантов выступали у нас на фестивале «Свинг белой ночи».
Но гастрольная деятельность тоже требует финансового риска - джазмены не собирают тысячные залы. Это искусство, возникающее и создающееся на глазах у публики, должно быть ближе к слушателям, должен быть хорошо слышен каждый инструмент. Поэтому трудно окупить такие концерты, это не шоу-бизнес. Джаз бизнесом никогда не был и не будет. Может быть, это даже хорошо.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5795) от 26.09.2016.
Комментарии