Джаз - это немного театр

Отныне джаз будет звучать и в Театре эстрады им. А. Райкина на Большой Конюшенной. Здесь осуществляется совместный проект «Филармония джазовой музыки представляет...».

Джаз - это немного театр | Иллюстрация Furtseff/shutterstock.com

Иллюстрация Furtseff/shutterstock.com

В последнее время Давид Голощекин, основатель Филармонии джазовой музыки, сетует, что популярность его любимого жанра упала.

По его мнению, одна из главных причин - отсутствие в СМИ пропаганды качественной музыки в целом и джаза в частности. «Пропагандой» он занимается сам: на сцене Филармонии джазовой музыки, в лекториях музыкального факультета Университета им. Герцена (где преподает уже 15 лет), на радио и телевидении. Этих площадок джазмену, очевидно, уже не хватает - в конце прошлого года совместно с Театром эстрады он создал проект «Филармония джазовой музыки представляет...».

Джаз в театре - определенная тенденция. Джазовые концерты проходят на Новой сцене Александринского театра. Уже не первый год ценители жанра могут провести «Джазовую вечеринку с Владимиром Фейертагом» в Доме Кочневой. Эти мероприятия проходят в довольно камерной обстановке и рассчитаны на публику знающую. Театр эстрады - дело другое, это площадка массовая.

Как звучит джаз на подобной сцене? Давид Голощекин говорит, что неплохо. Опыт его выступлений на разных площадках подтверждает известную истину: джаз - искусство клубов и камерных залов. На стадионе его не сыграешь. По мнению Голощекина, зал Театра эстрады на 500 мест - тот предел, когда живой звук еще доходит до каждого слушателя и правильное ощущение от музыки не теряется.

- Когда искусство рождается у всех на глазах и умирает с последними аккордами - для публики это тоже своего рода театр, - считает Давид Семенович. - Кроме того, в Джазовой филармонии публика сидит за столиками, там атмосфера комфортная, расслабленная: люди приходят большими компаниями, во время выступления обмениваются впечатлениями, порой раздается шепот... Сидеть в театре, в зрительном зале - это «слушать концерт». Такая атмосфера меня устраивает даже больше, чем мой зал на Загородном, хотя я его, конечно, люблю.

История на стороне Голощекина. В советские годы Театр эстрады был площадкой, на которой выступали коллективы Леонида Утесова и Олега Лундстрема. Чуть позже Владимир Фейертаг договорился с директором театра о серии концертов под названием: «Знакомьтесь, ленинградский джаз!» (так на этой сцене впервые выступил и сам Голощекин). Артист часто вспоминает невероятные очереди за билетами - до Невского проспекта, предварявшие те первые концерты. Театр при Райкине был очень престижной и прогрессивной концертной площадкой. Сам Голощекин называл ее «элитарной джазовой сценой».

Сейчас этого статуса нет, очередей на выступления джазовых коллективов тоже. Но в недавнем интервью нашей газете народный артист заявил: джаз для него не бизнес. Это служение. Хорошая музыка, может быть, и не изменит жизнь человека, но она способна изменить его вкус, в том числе и вкус к жизни.

Для Театра эстрады Голощекин готовит концерты, программа которых может заинтересовать самую разную публику. Сейчас он работает над новой программой. Артист, которого в прессе называют «мультиинструменталистом», не любит это определение. Он часто повторяет: в природе нет лучшего музыкального инструмента, более тонкого и совершенного, чем человеческий голос. Концерт «От романса к джазу» (премьера запланирована на 11 марта) станет бенефисом Юлии Касьян - молодой вокалистки ансамбля Давида Голощекина. Певица получила классическое музыкальное образование. Ей под силу исполнить и академическую оперную партию, и джазовую балладу, и старинный романс.

Голощекин обещает: никакого «кича» не будет. Что понимает музыкант под этим определением?

- В последнее время стало модно исполнять романсы в джазовой обработке. Или же петь романс в эстрадной манере. На мой взгляд, это дурновкусие. Несоблюдение традиций и законов музыкальных жанров, их искажение дезориентирует публику. Что очень волнует меня как музыканта. Мы попытаемся вернуться к первозданности жанров! - пообещал Давид Семенович.

По словам артиста, романс и джаз сближает свобода. И джаз и романс поют так, как чувствуют.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5899) от 02.03.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?