«Дягилев. P. S.» начал удивлять

Неутомимый искатель нового искусства знаменитый импресарио Сергей Дягилев постоянно говорил окружающим: «Удиви меня!». Если его сподвижникам такое удавалось, это означало, что публика клюнет на новинку.

«Дягилев. P. S.» начал удивлять | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля<br>Сцена из балета FAR.

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Сцена из балета FAR.

Пятый фестиваль «Дягилев. P. S.», открывшийся на сцене Александринского театра, начался с вручения премии «Удиви меня!». Из рук губернатора Георгия Полтавченко и художественного руководителя фестиваля Натальи Метелицы сияющую золотом Жар-птицу получил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Конечно, уникальные сокровища Эрмитажа удивляют, но наградили не за них, а за выставку современного искусства «Манифеста 10», которая стала крупным культурным событием города.

Организаторы фестиваля, продолжая дягилевские традиции, знакомят петербуржцев с последними достижениями зарубежного и отечественного искусства. Фестивальная программа началась балетом FAR модного английского хореографа Уэйна Макгрегора. 43-летний мастер слывет новатором, имеет множество премий и наград, работает балетмейстером Королевского балета Великобритании и ставит на самых престижных сценах мира. Не обошел он своим творчеством и Россию — в Большом театре идет его балет Chroma, в Мариинском — «Инфра». Тем интереснее было знакомство с основанной Макгрегором в 1992 году труппой «Рэндом Дэнс» (Random Dance), танцовщики которой считаются лучшими исполнителями его хореографии.

Макгрегор говорит, что его новый балет явился следствием увлечения книгой британского историка Роя Портера «Плоть в век разума», и FAR — аббревиатура этого названия (Flesh in the Age of Reason). Заинтригованные зрители пытались в течение 60 минут без антракта разгадать сценические ребусы, обозначенные как «философский опус противопоставления тела разуму».

Лирический дуэт в начале спектакля без следа растворился в массовом хаосе. На темной сцене в клубах дыма и при свете мигающих огней десять танцовщиков непрерывно перестраивались. Соло, дуэты, трио и другие комбинации смешивались в художественном беспорядке.

В музыкальном сопровождении действа также перемешались творения композитора начала восемнадцатого века Дженимиана Джакомелли, Sposa son disprezzata в исполнении Чечилии Бартоли, шумы и звуки в оригинальной подаче электронщика Бена Фроста (последние преобладали).

Наконец, хаос обрел некую систему, а лишенные эмоций танцовщики проявили чувства, вернее, чувственность. Игривый дуэт юноши и девушки сменил любовный дуэт двух парней, на союз которых тщетно покушался третий. Затем последовал финал — юноша и девушка не нашли гармонии. Она упала бездыханной, он ушел искать новой судьбы. А зрители в качестве бонуса получили редкую возможность после спектакля встретиться в зале и поговорить с хореографом и еще раз полюбоваться на членов его труппы.

Фестиваль «Дягилев. P. S.» продлится до 28 ноября. В его программе будут балеты «Шут» и «Свадебка», опера «Дидона и Эней» Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, балет «Сутра» в исполнении которого участвуют монахи монастыря Шаолинь, премьера оперы «Трубадур» в Михайловском театре, выставки художницы Марике ван Вармердам в Эрмитаже и фотографа Пола Колника в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, пройдут мастер-классы, состоится научная конференция «Анатомия танца» и еще много других мероприятий.

Словом, фестиваль, который в этом году проходит в пятый раз, нас еще удивит.


Комментарии