Дворец для Белой Тары

Обитель одной из самых почитаемых буддийских богинь построена из разноцветного песка в пространстве выставки «Обитель милосердия» в Эрмитаже.

Дворец для Белой Тары |

Выставка развернута на третьем этаже Зимнего дворца. В день ее открытия людей в красных одеждах – буддийских монахов и лам в музее можно было видеть всюду – в залах, буфете, фойе Эрмитажного театра. В самом театре ламы из Бурятии исполнили Мистерию Цам – танцы-пантомимы, отгоняющие злых духов, очищающие территорию и благотворно действующие на карму присутствующих.

Неделю, предшествовавшую вернисажу, ламы другого бурятского дацана из песка, специально привезенного с берегов Байкала, строили мандалу богини Белой Тары. Мандала – сакральное схематическое изображение, в данном случае дворца одной из самых почитаемых буддийских богинь – Белой Тары. В нашей стране ее воплощением на земле были российские императрицы, начиная с Екатерины II, которая учредила пост главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Сегодня своим покровителем буддисты России считают главу государства. Так пояснил автору этих строк один из буддийских монахов. На вернисаже директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому вручили скульптуру Будды с лицом, похожим, иначе не скажешь, на первое лицо страны.

Выставка приурочена к 100-летию буддийского храма в Петербурге. Она демонстрирует искусство тибетского буддизма и представляет около 350 произведений VII – начала ХХ века, все из собрания Эрмитажа.

Как говорит куратор Юлия Елихина, выставка – еще одна возможность показать блестящие коллекции тибетского искусства, собранные исследователями Центральной Азии – Ухтомским, Рерихом, Козловым и другими.

Анфилада залов вместила редкой красоты бронзовые скульптуры и живописные изображения – учители, проповедники, Будды, божества мужские и женские... Для посвященных в тибетском искусстве все имеет значение – божество, цвет его тела, поза, жест, украшения. Так, у Будды Шакьямуни тридцать два больших и восемьдесят малых отличительных признаков: стройное тело, золотистый цвет кожи, широкие и округлые плечи. На выставке есть скульптура этого Будды IX – Х веков. Он держит правую руку перед грудью – жест защиты и бесстрашия. По легенде, этим жестом он остановил взбесившихся слонов.

Главный персонаж выставки – бодхисатва Авалокитешвара, покровитель Тибета и символ милосердия. У этого божества более ста восьми форм, а имя означает «наблюдающий за звуками». На выставке много его изображений. Тибет считается местом, где пребывает бодхисатва. По легендам, под его покровительством там была создана особая духовная культура, Тибет стал «обителью милосердия», центром буддийской культуры.

На выставке немало шедевров. У фигурки Рактаямари, созданной в XV веке, нет аналогов в мире. Очень тонкой работы скульптура отлита из сплава с большим содержанием золота.

Тибетская живопись – тангка – свиток, написанный минеральными красками на загрунтованном смесью мела и клея хлопчатобумажном полотне или шелке. Их писали по заказам, развешивали в храмах и домах. В состав выставки вошла самая большая в эрмитажной коллекции тангка (186 х 110 см) – «Монастыри гор Утайшань». Она могла служить путеводителем по священному горному хребту.

Единственное современное произведение в экспозиции – мандала Белой Тары. Считается, что от ее сооружения до разбора божество находится в своем дворце, благословляет тех, кто приходит, очищает, дарует мир и гармонию. Ритуал разбора мандалы пройдет в середине января. Часть песка будет поднесена божествам – хозяевам воды, а оставшийся песок ламы раздадут прихожанам. Он будет оберегать их от болезней и несчастий.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6568) от 19.10.2015.


Комментарии