Движение Вселенной

Британский скульптор Тони Крэгг говорит о том, что мечтает уловить движение Вселенной, этого божественного механизма, который лежит в основе мироздания. Удалось ли ему это, можно узнать на его ретроспективе в Главном штабе Эрмитажа, которая продлится до 15 мая.

Движение Вселенной | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Тони Крэгг – звезда современной скульптуры – с виду самый обычный английский джентльмен. Он родился в 1949 году в Ливерпуле, так что рос рядом с будущими битлами. Семья была обычная, низший слой среднего класса, к искусству никто не имел отношения. И поначалу Тони Крэгг решил стать химиком, даже получил соответствующее образование. Но понял, что наука не его призвание, и увлекся искусством. Изучал живопись, затем перевелся на факультет скульптуры.

Окончив Королевский колледж искусств в Лондоне в конце 1970-х, Крэгг переехал в Германию, где поселился в Вуппертале. Там он живет по сей день. Его мастерская расположена в громадном ангаре, в котором прежде строили танки.

Его нельзя назвать отшельником, погруженным в свои фантазии. Этот неугомонный джентльмен постоянно летает по миру со своими выставками. Хотя мечта об уединении прочитывается в инсталляции «Монастырь», составленной из множества конусообразных башен, собранных из металлических шестеренок, разноцветных камешков, пластика.

В Москве его громадную ретроспективу «Тяжесть и нежность» показывали в 2005 году. К названию, навеянному строками из стихотворения Мандельштама, он не имеет отношения, его придумали кураторы.

Сейчас, когда выставка работ Тони Крэгга открылась в Главном штабе, мы можем убедиться, что тяжесть здесь присутствует – все экспонаты в целом тянут на десятки тонн, а вот о нежности говорить можно не всегда.

Есть скульптуры, которые словно «царапают» наше воображение и оставляют раны.

Например, объект, напоминающий древний корабль из дерева, весь утыканный металлическими крючками. Этот ковчег словно ощетинился, приготовился к обороне. Если подойти ближе, можно разглядеть пластмассовых человечков, висящих на крючках.

Или работа «Абсолютно всеяден», способная вызвать зубную боль. Издали она выглядит как собрание конусов, чем-то похожих на стаю пингвинов, сбившихся в кучу, чтобы согреться. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это гигантские челюсти, набор человеческих зубов, вырванных с корнем. Выглядит довольно жутко. Это символ ненасытной человеческой природы, голода, который правит миром, и, быть может, времени, которое пожирает все сущее.

– Я не концептуалист, – сказал Крэгг на пресс-показе. – Я не подвожу под свои работы философскую платформу. Для меня главное – реакция, которую они вызывают, я оставляю свободу человеческому воображению. У каждого могут быть свои ассоциации. Кто-то принимает мои работы, кто-то отторгает.

Тони Крэгг принадлежит к тому поколению британских скульпторов, которые пришли вслед за Генри Муром. В какой-то мере он продолжает традиции органической школы Мура, в основе которой – впечатления, связанные с природными формами. Крэгг идет от природы, как, собственно, любой скульптор. Ведь скульптурные формы не могут быть чисто абстрактными хотя бы потому, что скульптура трехмерна. Но природа – лишь первый толчок для работы воображения.

– Я всегда стремился уйти от подражания природе. Для меня главное – материя и энергия, что и составляет суть жизни. Даже интеллект – это материя. Передать жизнь – не значит ее скопировать. Копирование – это слишком просто, – объяснял Тони Крэгг журналистам свой метод.

Танцующие изогнутые в разные стороны колонны, слепленные из «блинчиков», причудливые обтекаемые объекты, в которых можно уловить вдруг абрисы человеческих лиц, не статичны, изменчивы, как колеблющиеся на ветру деревья, песчаные дюны или морские волны. Природные формы служат, по его словам, только толчком.

Конечно, и новое искусство не оторвано от контекста, мировой истории. В работах Крэгга при внимательном рассмотрении нет-нет, да проглядывают черты его великих предшественников: трепещут крылья Ники Самофракийской, клубятся каменные облака Лоренцо Бернини.

И все же современное искусство не всегда легко поддается пониманию. Оно требует разъяснений. На этой выставке, которую монтировала команда Тони Крэгга при его деятельном участии, вы не найдете аннотаций. У многих работ даже нет названия. Скульптор предоставляет свободу нашему воображению.

По его словам, сегодня во всем мире современное искусство вызывает все больший интерес:

– Когда я только начинал, в Лондоне было всего несколько галерей и один музей, которые занимались современным искусством. Сейчас их невероятно много. Люди обсуждают выставки, спорят о них.

Нечто подобное происходит и в России, во всяком случае в крупных городах. Становится модно ходить на вернисажи. О выставках современных художников пишут во всех глянцевых журналах, на вернисажи приглашают знаменитостей из сферы кино, моды и телевидения, фотографии экспонатов и модных персонажей можно увидеть в социальных сетях. Вот и открытию выставки Тони Крэгга предшествовал показ, на который были приглашены медийные персоны вроде Ренаты Литвиновой, Андрея Малахова и даже певицы Веры Брежневой.

Понятно, что на вернисажи какая-то часть публики приходит, так сказать, «на лабутенах», считая главными экспонатами самих себя. Но можно ли считать это игрой на понижение, уступкой моде? Сложный вопрос. Если подобная реклама привлечет на выставки множество людей, которые придут и откроют для себя новое искусство, наверное, игра стоит свеч.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5657) от 10.03.2016.


Комментарии