Двести лет на двоих

14 и 15 декабря исполнится 110 лет со дня основания Института русской литературы (Пушкинского Дома) и 90 лет Музею-квартире А. С. Пушкина на Мойке, 12.

Двести лет на двоих | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Или – 200 лет на двоих. Этот совместный юбилей придумали директор Пушкинского Дома Всеволод Багно и директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов.

– В этой совместной дате присутствует доля шутки, но, если говорить серьезно, именно сотрудники Пушкинского Дома в 1925 году создавали музей, – заметил Сергей Некрасов. – Поэтому мы придумали программу «От Пушкинского Дома к дому Пушкина».

Руководил работой по созданию музея выдающийся пушкинист Михаил Дмитриевич Беляев. Он же был первым директором.

Уже 10 февраля 1925 года на наб. р. Мойки, 12, прошло событие, посвященное памяти поэта. А 13 февраля 1927 года открылась первая музейная экспозиция. Однако продолжить работу Беляеву не дали. В 1929 году он был арестован, сослан на два года на Соловки, его диссертация, посвященная рисункам Пушкина, не была опубликована, тираж книги о Наталье Николаевне Пушкиной уничтожен...

К юбилею Музей Пушкина подготовил очередной сборник научных трудов – так называемые «Беляевские чтения», названные так в честь основателя и первого хранителя.

Вспомнят и об основателе Пушкинского Дома – великом князе Константине Константиновиче Романове, известном поэте (писал князь под псевдонимом К. Р.). 14 декабря на здании Пушкинского Дома появится мемориальная доска, созданная в память о заслугах великого князя, в большом конференц-зале откроют посвященную ему выставку.

Пройдет «круглый стол» о научных школах Пушкинского Дома, а завершится день на наб. р. Мойки, 12, торжественным открытием выставки «История Музея-квартиры А. С. Пушкина» (Зеленый зал).

– Мы хотим напомнить об этапах развития музея, – рассказала Галина Седова, заведующая Музеем-квартирой на наб. р. Мойки, 12, и куратор выставки. – Поначалу, как ни старался Пушкинский Дом наполнить квартиру вещами, получался не музей, а культурное учреждение музейного типа, где была представлена большая историко-литературная экспозиция. На огромных щитах, приставленных к стенам, были портреты. У нас хранится небольшой и очень изящный акварельный портрет Натальи Гончаровой, написанный Александром Брюлловым. Так вот, на его основе был выполнен большой живописный портрет, чтобы народ видел, какой красавицей была жена Пушкина. Концепция гласила, что Пушкина убили самодержавие и красота Натальи Николаевны.

Интерьеры тогда не были воссозданы, показывали лишь уголок гостиной. Единственное, что удалось создать сотруднику Пушкинского Дома Борису Шапошникову в 1937 году, – это кабинет.

В 1953 году было решено, что музей-квартира войдет в состав Всероссийского музея Пушкина. И вскоре началась ее «мемориализация». Тогда со стен ушли экспонаты и возникли интерьеры, воссозданные согласно воспоминаниям современников. Очень помогла сохранившаяся схема квартиры, нарисованная Василием Жуковским. Музей получил этот бесценный документ в начале 1920-х годов, когда передали архив Александра Онегина, коллекционера пушкинских реликвий.

По словам Галины Седовой, музей-квартира с течением времени все больше наполняется подлинными вещами, которые сочетаются с теми, что подобраны по аналогии:

– В столовой в отдельной витрине лежат серебряные ложки, которыми пользовалась семья. В одной из комнат висит картина Воробьева с видами Петербурга. Ее не было в доме при жизни Пушкина, но поэт мог видеть работы этого живописца на выставке в Академии художеств. В последние два года мы сделали детскую комнату. Создать ее смогли благодаря воспоминаниям старшего сына Пушкина Александра Александровича. Он описывает игрушки, которые родители покупали ему на ярмарках.

Многие из подлинников, приобретенных в последнее время, будут показаны на выставке. Например, коралловый браслет Натальи Николаевны, подаренный музею правнучкой Пушкина Натальей Шепелевой. От нее же поступило одеяло, которое Наталья Николаевна связала для своих внуков.

Покажут знаменитый пушкинский перстень с изумрудом, который посетители могут видеть лишь на портрете Пушкина кисти Тропинина. Обычно эта драгоценность находится в спецхране.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5604) от 11.12.2015.


Комментарии