Две «Линцские» симфонии

В Петербурге в рамках Года музыки Россия — Австрия выпущен новый диск легендарного дирижера.

Две «Линцские» симфонии | Фото: Светлана Холявчук

Фото: Светлана Холявчук

Под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума 13 ноября состоялся релиз и презентация нового диска народного артиста СССР Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с записью двух «Линцских» симфоний. Проект, олицетворяющий связь культур и времен, универсальным языком музыки объединил Линц, Петербург, Москву и Сочи. В столице новый диск будет представлен в рамках гала-концерта маэстро Федосеева и БСО им. П. И. Чайковского в Большом зале Московской консерватории 3 декабря.

Владимир Федосеев: «Там, где кончается слово, начинается музыка. Когда все уже сказано поэтами, писателями, министрами, музыка рассказывает и о быте, и о многом другом».

Альбом «Две “Линцские” симфонии» — это запись одноименных произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Антона Лубченко, посвященных австрийскому городу Линцу, — Симфонии № 36 венского классика и Симфонии № 9 молодого петербургского композитора, уже успевшего зарекомендовать себя в России и за рубежом. Первой, известной во всем мире, 4 ноября исполнилось 235 лет. Второй — без малого год: мировая премьера состоялась 27 ноября 2017-го в Австрии.

По словам Антона Лубченко, которого с Линцем связывает более пяти лет плодотворного сотрудничества в музыкальной сфере, работая над этим сочинением, он «старался оттолкнуться от идей старых австрийских мастеров, написать симфонию абсолютно современную, русскую по духу, но с легким поклоном в сторону венского классицизма». Партитура не исключает и отсылок к музыке прошлых эпох. Вторая часть, маленькая Вальсетта на 7/4, — своеобразный «поклон» Чайковскому и его известному пятидольному вальсу, а в заключительном Rondo, традиционной форме для финалов венских классических симфоний, появляется тема с легким влиянием Гайдна. В кульминации финала звучит мотив, заимствованный из моравского фольклора. В Петербурге Девятая симфония Антона Лубченко была представлена впервые именно 13 ноября. Познакомится со значительной частью произведения гости презентации смогли благодаря документальному фильму известного в этом жанре режиссера Дмитрия Лавриненко «Linzer Symphony. Записки путешественника», посвященному Девятой симфонии петербургского композитора. Подготовлены в рамках проекта «Две “Линцские” симфонии — связь культур и времён» фильм теперь доступен всем любителям классической музыки в сети Интернет.

Идея соединить вместе две симфонии в Год музыки и культурных маршрутов Россия — Австрия принадлежала Владимиру Федосееву, высоко оценившему симфонию Лубченко: «Отрадно исполнить с музыкантами моего оркестра новое значительное сочинение молодого композитора, продолжателя заветных традиций петербургской (ленинградской) школы. Он написал Девятую симфонию и дал ей название „Линцская“. Теперь у нас две симфонии с таким названием — у Моцарта и у Лубченко. Они действительно созвучны! Время способно объединять судьбы людей и эпохи. В материале нового сочинения Антона Лубченко, мировую премьеру которого я представил в Линце, особенно хорошо чувствуется взаимосвязь культур России и Австрии. Музыка — она же вечная!». Так родилась идея проекта, олицетворяющего преемственность поколений и тесные музыкальные связи, которые существовали между Россией и Австрией вне зависимости от политических реалий и исторического контекста.

Первое представление Девятой симфонии Лубченко стало главным событием концертной программы, завершившей Год туризма Россия — Австрия 27 ноября 2017 г. Она прозвучала на признанной сцене линцского концертного объединения Брукнерхаус в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева, чья карьера неразрывно связана с Австрией. По его собственному признанию, именно приглашение работать в качестве дирижера в Вене, открыло ему карьерные перспективы симфонического дирижера в СССР. Позже он многие годы возглавлял Венский симфонический оркестр, не говоря уже о многочисленных выступлениях маэстро в этой европейской стране.

Фото: Светлана Холявчук

Также благодаря инициативе австрийской стороны, российская музыкальная культура теперь может похвастаться Девятой симфонией Антона Лубченко. Заказ исходил от концертного объединения Брукнерхаус, художественным руководителем которого тогда был Ханс-Йоахим Фрай, музыкальный менеджер, режиссер и продюсер, уже много лет активно работающий с Россией и даже покинувший свою позицию в Линце ради приглашения работать в качестве художественного руководителя Фонда «Талант и успех», в состав которого входят Образовательный центр «Сириус» и Парк науки и искусства «Сириус» в Сочи: «Основная идея — это возводить мосты, которые способствуют миру. Новый диск —  самое наглядное воплощение такого подхода, нацеленного на создание общего с Европой пространства и подчеркивающего неразрывность исторических взаимосвязей. Я очень рад представлять этот проект, поддержанный правительством Санкт-Петербурга. Этот город мне не чужой — мой прадед жил здесь, сам я работаю сейчас над несколькими проектами, связанными с Петербургом. Когда я впервые приехал в Линц, я сразу почувствовал его особый дух. Это очень разноплановый город, а его история — неотъемлемая часть истории всей Европы. За годы активного сотрудничества с Линцем в качестве дирижера и члена жюри престижного оперного конкурса, Антон Лубченко уловил это особое настроение Линца. Я  поинтересовался, готов ли он создать произведение, посвященное этому городу, которому когда-то посвятил уже свою симфонию Моцарт, живший в Зальцбурге, но так и не написавший симфонию в честь родного города. С Антоном мы вместе развили эту идею. Он написал замечательную музыку, частью которой стал уникальный вальс. В симфонии прекрасно передан гетерогенный стиль Линца, который является и крупным индустриальным город. Антон продолжает традиции Чайковского, Шостаковича и Прокофьева, используя современный взгляд и подходы киномузыки и находя тем самым собственный стиль. Его музыка очень глубока и эмоциональная. И он способен задействовать возможности всего оркестра, что характерно именно для выдающихся представителей русской композиторской традиции. Мировая премьера в исполнении Владимира Федосеева и его оркестра прошла с огромным успехом в присутствии министра культуры России Владимира Мединского и посла России в Австрии Дмитрия Любинского и ключевых австрийских лидеров. Все гости вечера были под большим впечатлением».

Господина Фрая можно смело назвать крестным отцом «Линцской» симфонии Лубченко еще и потому, что уже в качестве художественного руководителя Фонда «Талант и успех» он поддержал идею записи двух «Линцских» симфоний в концертном зале Парка науки и искусства «Сириус», где по его инициативе 10 июня этого года состоялась российская премьера Девятой симфонии Антона Лубченко.

Идея выпуска диска «Две “Линцские” симфонии»нашла активную поддержку у ряд европейских компаний, в том числе австрийские VKB-Bank, Backaldrin, Raiffeisen Bank. Благодаря чему половина выпущенных дисков отправится в Австрию. Стоит подчеркнуть, что проект носил культурно-просветительский характер, поэтому новый диск будет распространяться бесплатно для продвижения петербургской композиторской школы, российской исполнительской культуры и укрепления связей с Австрией.

Международную значимость проекта подчеркнул и Александр Воронко, первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга: «Я горд и счастлив, что на оборотной стороне диска стоит логотип правительства Санкт-Петербурга и надпись „При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга“. Этот проект для нас очень важен, потому что это реальный мост между Россией и Австрией. Мы стараемся поддерживать проекты, которые нам кажутся значимыми. Вот и этот проект был поддержан, результат мы сейчас видим. И я надеюсь, что наше сотрудничество с Антоном Владимировичем будет продолжено».  

#музыка #премьера #альбомы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6324) от 19.11.2018 под заголовком «Симфонии ноября».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.