Две картины из музея-заповедника «Павловска» отправили в реставрацию

Музей-заповедник «Павловск» передал в реставрацию две картины с необычной судьбой.

Две картины из музея-заповедника «Павловска» отправили в реставрацию  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пейзажи «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» на рубеже XVIII – XIX столетий художник Семен Щедрин создал как единое произведение. На левой части полотна изображен Павловский дворец на высоком берегу Славянки, но сама река не видна; на правой — Мариентальский пруд с лестницей, ведущей к деревянному павильону «Трельяж», правее которого виден двухэтажный дворец графа И. П. Кутайсова (редкое изображение этого памятника). Центр картины скрыт большим деревом: именно оно разбивает полотно на две самостоятельные композиции, что, возможно, и послужило причиной разделения пейзажа на два.

Изначально эта картина, а также еще три больших пейзажных панно — вид Гатчинского дворца и два изображения петергофских фонтанов — были заказаны Павлом I для украшения Большого зала Михайловского замка. Одновременно аналогичный заказ получил еще один известный пейзажист того времени — Андрей Мартынов, который написал для Михайловского замка шесть больших композиций с видами Павловска. После трагической гибели императора картины покинули Михайловский замок и были перемещены в Академию художеств. В царствование Николая I их перевезли в Гатчинский дворец, где они находились до Великой Отечественной войны. Скорее всего, разделение картины кисти Семена Щедрина с павловскими видами на две композиции произошло в период ее бытования в Гатчинском дворце во время правления Николая I.

В музей-заповедник «Павловск» оба пейзажа поступили в 1956 году из Центрального хранилища музейных фондов. Картины несколько раз реставрировались, в том числе в 2010 году перед выставкой «Императорский Павловск. Художественные коллекции» в Перми. Тогда же оба холста были вновь соединены в единую композицию в общей багетной раме. После возвращения из Перми пейзажи экспонировались в Малиновом кабинете Павловского дворца. Два года назад их переместили в фонд. Сохранность ухудшилась, необходима комплексная реставрация, а также изготовление новой общей золоченой рамы. До конца года эти работы выполнит художественно-реставрационная группа «АРТСТУДИЯ».


#Павловск #пейзажи #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7690) от 25.06.2024 под заголовком «Два пейзажа в одной раме».


Комментарии