Два Рихарда и Анна

Анна Нетребко дважды выступила на Новой сцене Мариинского театра. Это был ее российский дебют в партии Эльзы в «Лоэнгрине» Вагнера и в вокальном цикле «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса. Валерий Гергиев оба вечера был за пультом.

Два Рихарда и Анна | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Певица с мировым именем теперь выступает в родном театре регулярно – раз в год или два. В Москве бывает намного реже, хотя в начале следующего сезона впервые споет там в полноценном спектакле – премьере «Манон Леско» Пуччини. На сей раз она привезла к нам две новинки, две новые покоренные вершины – музыку двух Рихардов. Ее голос рос-рос и дорос до вагнеровского калибра. Хотя среди ее поклонников есть те, которые не могут забыть Аню на заре карьеры, когда она своим звонким, хрустальным, задорным голоском пела француженку Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и южнорусскую пушкинскую Людмилу в «Руслане и Людмиле» Глинки. Вспоминают и ее обворожительную, мчащуюся в вихре Виолетту в «Травиате» Верди, и упоительную Наташу Ростову в «Войне и мире» Прокофьева.

Но Анна не из тех, кто привыкает к одному и тому же. Ей интересны вызовы. И эту страсть к обновлению она сполна реализует в своих оперных ролях, которых с каждым годом становится все больше. Творческой сенсацией ее последнего периода стало исполнение партии леди Макбет в одноименной опере Верди – партии, которая требует от певицы не только сильного голоса, но и колоссального им владения. В России эту партию она представила лишь в виде нескольких арий – до спектакля, который, к слову, имеется в Мариинском театре, дело пока не дошло.

Грандиозным же событием текущего сезона стало героическое исполнение Анной партии принцессы Эльзы в «Лоэнгрине» Вагнера. Право первой ночи досталось дрезденской Semperoper, где певица спела четыре спектакля под управлением одного из главных представителей немецкой дирижерской школы – Кристиана Тилемана. Там специально для нее, зная недоверие певицы к чересчур современным постановочным версиям, восстановили спектакль почти полувековой давности.

В Мариинском, где певица спела всего один спектакль и вряд ли в ближайшее время повторит этот опыт, не пришлось ничего восстанавливать, поскольку «Лоэнгрин» как шел, так и продолжает идти на сцене с 1999 года, когда эта опера была поставлена здесь Константином Плужниковым. При всей традиционности режиссуры здесь все на своих местах, а декорации Евгения Лысыка и вовсе напоминают современному зрителю мистически завораживающие замки голливудской эпопеи о хоббитовском кольце. Здесь главный герой – рыцарь Лоэнгрин в белом парике с хвостом выглядит как родной брат короля эльфов из «Властелина колец».

Валерий Гергиев собрал по случаю дебюта Анны Нетребко суперкоманду певцов, состоявшую, за исключением немки Нади Михаэль, из подросшего и окрепшего поколения своих солистов. Тенор Сергей Скороходов показал себя выносливым, в чем-то по-буддистски бесстрастным Лоэнгрином, а бас Михаил Петренко – мудрым королем Генрихом Птицеловом. И этот спектакль стал вехой в истории исполнительских шедевров Мариинского театра.

Приглашение немецкой сопрано Нади Михаэль на партию Ортруды, антагонистки светлой и непорочной Эльзы, оказалось блистательным решением маэстро Гергиева. Исполнение партии Ортруды стало не только российским дебютом Михаэль, но и первым в ее карьере. Зная, что все внимание публики будет приковано к Анне Нетребко, дирижер нашел ей в оппозицию певицу, наделенную слепящей харизмой отрицательной героини. А потому баланс между силами добра и зла был найден, и он едва ли не перевешивал в сторону тьмы. Надя Михаэль сорвала шквал оваций благодаря своему раскаленному, как вулканическая лава, сопрано, особенно впечатлявшему на громоподобных верхах и пугающих змеиных низах. Певица активно жила в действии даже тогда, когда не пела – сверкала глазами, лепила образ хищной мимикой и балетной пластикой, жестикулировала, зачаровывая зрителей, которых поразила и ее стройность. Сокрушительный эротизм Ортруды всецело подчинял себе волю Тельрамунда в исполнении баса Евгения Никитина. Певица явно заводила бешеной страстью своего русского партнера. Их дуэты, полные дикой чувственности, стали самыми запоминающимися сценами спектакля.

Очевидными преимуществами Анны в интерпретации партии Эльзы было богатство вокальных красок – от нежных, струящихся, хрустальных верхов, плотной, мягкой, теплой середины до нутряных низов. А сложный образ Эльзы предполагает сочетание столь полярных качеств, как хрупкость, чистота, девичья робость и напористость и мощная сила воли, позволяющая девушке постоять за свою честь. В одной из мизансцен спектакля Эльза вступает в драку с Ортрудой – Анна и Надя сделали это так по-настоящему, что в какой-то миг стало страшно за обеих. Трудно сказать, продолжится ли у Анны вагнеровская эпопея, поговаривают, что ее очень ждут на фестивале в Байройте, а ее Эльза стала поводом для разговоров о том, что оперы Вагнера нуждаются именно в таких сильных голосах, способных выдерживать диалог с оркестром.

Второй вечер с участием Анны Нетребко стал ловушкой для тех, кто привык слышать ее только в хитовых итальянских ариях. Маэстро Гергиев привлек имя Анны в данном случае и для того, чтобы познакомить хорошо обеспеченные слои населения (билеты стоили немалых денег) с симфонической музыкой обожаемого им Рихарда Штрауса. Вокальный цикл «Четыре последние песни» он поставил в центре композиции, а по краям расположил две симфонические поэмы – «Жизнь героя» и «Дон Жуан».

В Европе публика прекрасно знает, что певица, посягающая на этот цикл Штрауса, признается в принадлежности к высшей касте вокальных исполнителей. В России этот цикл не исполняют, а потому не все до конца смогли оценить «всего четыре песни» плюс одну повторенную на бис, с которыми снизошла до них дива. Впервые этот цикл на стихи Гессе и Эйхендорфа Анна спела в сопровождении берлинской Штаатскапеллы под управлением Даниэля Баренбойма, выпустив позже диск. Оркестр под управлением Валерия Гергиева был более непредсказуем и спонтанен. Анна в этот вечер была воплощением олимпийского спокойствия, представ зрелой оперной дивой, жительницей Олимпа, вещающей нам, смертным, об открывшихся ей истинах. С интонацией особой мудрости прозвучала фраза «Это и есть смерть» в последней песне цикла «На закате». Если так пойдет и дальше, то в недалеком будущем мы сможем услышать Анну не только в пуччиниевском, веристском, но и в штраусовском репертуаре. Как бы ни хотелось нам снова услышать ее юных и легких Сюзанну, Травиату и Наташу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5719) от 09.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...