Два Рихарда и Анна

Анна Нетребко дважды выступила на Новой сцене Мариинского театра. Это был ее российский дебют в партии Эльзы в «Лоэнгрине» Вагнера и в вокальном цикле «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса. Валерий Гергиев оба вечера был за пультом.

Два Рихарда и Анна | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Певица с мировым именем теперь выступает в родном театре регулярно – раз в год или два. В Москве бывает намного реже, хотя в начале следующего сезона впервые споет там в полноценном спектакле – премьере «Манон Леско» Пуччини. На сей раз она привезла к нам две новинки, две новые покоренные вершины – музыку двух Рихардов. Ее голос рос-рос и дорос до вагнеровского калибра. Хотя среди ее поклонников есть те, которые не могут забыть Аню на заре карьеры, когда она своим звонким, хрустальным, задорным голоском пела француженку Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и южнорусскую пушкинскую Людмилу в «Руслане и Людмиле» Глинки. Вспоминают и ее обворожительную, мчащуюся в вихре Виолетту в «Травиате» Верди, и упоительную Наташу Ростову в «Войне и мире» Прокофьева.

Но Анна не из тех, кто привыкает к одному и тому же. Ей интересны вызовы. И эту страсть к обновлению она сполна реализует в своих оперных ролях, которых с каждым годом становится все больше. Творческой сенсацией ее последнего периода стало исполнение партии леди Макбет в одноименной опере Верди – партии, которая требует от певицы не только сильного голоса, но и колоссального им владения. В России эту партию она представила лишь в виде нескольких арий – до спектакля, который, к слову, имеется в Мариинском театре, дело пока не дошло.

Грандиозным же событием текущего сезона стало героическое исполнение Анной партии принцессы Эльзы в «Лоэнгрине» Вагнера. Право первой ночи досталось дрезденской Semperoper, где певица спела четыре спектакля под управлением одного из главных представителей немецкой дирижерской школы – Кристиана Тилемана. Там специально для нее, зная недоверие певицы к чересчур современным постановочным версиям, восстановили спектакль почти полувековой давности.

В Мариинском, где певица спела всего один спектакль и вряд ли в ближайшее время повторит этот опыт, не пришлось ничего восстанавливать, поскольку «Лоэнгрин» как шел, так и продолжает идти на сцене с 1999 года, когда эта опера была поставлена здесь Константином Плужниковым. При всей традиционности режиссуры здесь все на своих местах, а декорации Евгения Лысыка и вовсе напоминают современному зрителю мистически завораживающие замки голливудской эпопеи о хоббитовском кольце. Здесь главный герой – рыцарь Лоэнгрин в белом парике с хвостом выглядит как родной брат короля эльфов из «Властелина колец».

Валерий Гергиев собрал по случаю дебюта Анны Нетребко суперкоманду певцов, состоявшую, за исключением немки Нади Михаэль, из подросшего и окрепшего поколения своих солистов. Тенор Сергей Скороходов показал себя выносливым, в чем-то по-буддистски бесстрастным Лоэнгрином, а бас Михаил Петренко – мудрым королем Генрихом Птицеловом. И этот спектакль стал вехой в истории исполнительских шедевров Мариинского театра.

Приглашение немецкой сопрано Нади Михаэль на партию Ортруды, антагонистки светлой и непорочной Эльзы, оказалось блистательным решением маэстро Гергиева. Исполнение партии Ортруды стало не только российским дебютом Михаэль, но и первым в ее карьере. Зная, что все внимание публики будет приковано к Анне Нетребко, дирижер нашел ей в оппозицию певицу, наделенную слепящей харизмой отрицательной героини. А потому баланс между силами добра и зла был найден, и он едва ли не перевешивал в сторону тьмы. Надя Михаэль сорвала шквал оваций благодаря своему раскаленному, как вулканическая лава, сопрано, особенно впечатлявшему на громоподобных верхах и пугающих змеиных низах. Певица активно жила в действии даже тогда, когда не пела – сверкала глазами, лепила образ хищной мимикой и балетной пластикой, жестикулировала, зачаровывая зрителей, которых поразила и ее стройность. Сокрушительный эротизм Ортруды всецело подчинял себе волю Тельрамунда в исполнении баса Евгения Никитина. Певица явно заводила бешеной страстью своего русского партнера. Их дуэты, полные дикой чувственности, стали самыми запоминающимися сценами спектакля.

Очевидными преимуществами Анны в интерпретации партии Эльзы было богатство вокальных красок – от нежных, струящихся, хрустальных верхов, плотной, мягкой, теплой середины до нутряных низов. А сложный образ Эльзы предполагает сочетание столь полярных качеств, как хрупкость, чистота, девичья робость и напористость и мощная сила воли, позволяющая девушке постоять за свою честь. В одной из мизансцен спектакля Эльза вступает в драку с Ортрудой – Анна и Надя сделали это так по-настоящему, что в какой-то миг стало страшно за обеих. Трудно сказать, продолжится ли у Анны вагнеровская эпопея, поговаривают, что ее очень ждут на фестивале в Байройте, а ее Эльза стала поводом для разговоров о том, что оперы Вагнера нуждаются именно в таких сильных голосах, способных выдерживать диалог с оркестром.

Второй вечер с участием Анны Нетребко стал ловушкой для тех, кто привык слышать ее только в хитовых итальянских ариях. Маэстро Гергиев привлек имя Анны в данном случае и для того, чтобы познакомить хорошо обеспеченные слои населения (билеты стоили немалых денег) с симфонической музыкой обожаемого им Рихарда Штрауса. Вокальный цикл «Четыре последние песни» он поставил в центре композиции, а по краям расположил две симфонические поэмы – «Жизнь героя» и «Дон Жуан».

В Европе публика прекрасно знает, что певица, посягающая на этот цикл Штрауса, признается в принадлежности к высшей касте вокальных исполнителей. В России этот цикл не исполняют, а потому не все до конца смогли оценить «всего четыре песни» плюс одну повторенную на бис, с которыми снизошла до них дива. Впервые этот цикл на стихи Гессе и Эйхендорфа Анна спела в сопровождении берлинской Штаатскапеллы под управлением Даниэля Баренбойма, выпустив позже диск. Оркестр под управлением Валерия Гергиева был более непредсказуем и спонтанен. Анна в этот вечер была воплощением олимпийского спокойствия, представ зрелой оперной дивой, жительницей Олимпа, вещающей нам, смертным, об открывшихся ей истинах. С интонацией особой мудрости прозвучала фраза «Это и есть смерть» в последней песне цикла «На закате». Если так пойдет и дальше, то в недалеком будущем мы сможем услышать Анну не только в пуччиниевском, веристском, но и в штраусовском репертуаре. Как бы ни хотелось нам снова услышать ее юных и легких Сюзанну, Травиату и Наташу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5719) от 09.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.