В Эрмитаже «гостят» холсты знаменитого венецианца
До следующего воскресенья в залах венецианской живописи Эрмитажа можно увидеть картины одного из самых выдающихся живописцев Ренессанса, достойного конкурента Тициана, Якопо Тинторетто. Два парных портрета из собрания музея Коррер - галерей Венецианской академии прибыли в наш город по случаю Международного культурного форума.
В этом году Италия была страной - гостем форума. У Эрмитажа с ней давние и прочные связи. С 2008 года там работает центр «Эрмитаж - Италия». Последние пять лет его штаб-квартира располагается на площади Сан Марко в Венеции.
Как рассказывает куратор выставки ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Ирина Артемьева, картины Тинторетто - выбор итальянской стороны. Нам показали работы художника, пятисотлетие со дня рождения которого будет отмечаться в следующем году. Его настоящее имя Якопо Робусти. Но в истории искусства осталось прозвище Тинторетто (Маленький Красильщик), поскольку он был сыном красильщика тканей.
В эрмитажном собрании три работы выдающегося венецианского живописца. Полотно «Рождение Иоанна крестителя» можно видеть на постоянной экспозиции в Малом итальянском просвете, «Святой Георгий с драконом» вошел в состав выставки «Имперские столицы Санкт-Петербург - Вена». Авторство того же художника недавно установлено в отношении еще одной вещи - «Персей и музы», написанной на крышке музыкального инструмента.
Значительная часть наследия Тинторетто - портреты.
Одновременно с Тицианом и после его смерти он фактически исполнял обязанности главного портретиста Венецианской республики, писал портреты высокопоставленных чиновников. Два представленных на выставке из их числа. Последняя реставрация подтвердила давнее предположение, что руку к ним приложил Тинторетто.
Огромные, в полный рост, картины висят в зале одна против другой. Это парные портреты из палаццо Камерленги - резиденции казначеев республики. Изображенные чиновники служили в Соляной палате. Торговля солью была главным источником доходов Венеции и основой ее несметного богатства. Имена сенаторов неизвестны. Картины хранились в запасниках музея Коррер, куда поступили в 1838 году из галерей Венецианской академии. Исследователи относили их к многочисленной мастерской Тинторетто. Хотя еще в 1780-х директор всех реставрационных проектов общественных учреждений Венеции Пьетро Эдвардс предположил авторство знаменитого живописца. Он отметил «сверхпрекрасные головы, энергично и богато написанные мастером».
Последняя реставрация предположение подтвердила. Установлено, что головы сенаторов собственноручно выполнил Тинторетто, а фигуры, одежду, атрибуты, как было принято даже при важных заказах, - помощники мастера. Тинторетто писал модели с натуры, обычно за один сеанс, умело закрепляя на холсте индивидуальные черты. В процессе исследований установлена любопытная деталь. Голова одного из сенаторов написана поверх другого портрета. Очевидно, когда создавалась картина или вскоре после ее завершения, один из чиновников скончался и уступил должность другому.
Портреты сенаторов на следующей неделе вернутся в Италию. Предполагается, что в середине декабря с ответным визитом в Венецию отправится выставка из Эрмитажа. Как говорит Ирина Артемьева, она будет посвящена теме, интересующей венецианцев, - культурные связи Петербурга и Венеции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6325) от 20.11.2018 под заголовком «Два портрета Тинторетто».
Комментарии