Два отделения и шесть анкоров

Кумир многотысячной филармонической гвардии культовый пианист Григорий Соколов спустя два года вновь выступил в Большом зале Филармонии, дав сольный концерт из трех отделений. Так называемое третье отделение – неофициальная часть концерта, то есть бисы, к которым знатоки творчества Григория Соколова приучены с давних пор.

Два отделения и шесть анкоров | ФОТО Mary Slepkova предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО Mary Slepkova предоставлено пресс-службой Филармонии

Завсегдатаи уверяли, что обычно он играет шесть анкоров (так в Европе называются бисы), так было и в этот раз. Причем, как это часто происходит, ближе к последнему бису у пианиста словно открылось второе дыхание – это остро почувствовалось на «Канопе» Дебюсси из Второй тетради его прелюдий: в душный, до краев переполненный зал словно ворвался поток свежего французского воздуха. Бисы – две мазурки и прелюдия Шопена и два музыкальных момента Шуберта, среди которых был и совсем хрестоматийный детский фа-минорный, сильно разрядили атмосферу. Они вновь вернули надежду после сумеречной си-бемоль-минорной сонаты Шопена с ее знаменитым траурным маршем и финалом, где вся жизнь становится аллегорией стремительно облетающих листьев на холодном осеннем ветру.

О траурной тональности, пронизывавшей этот концерт, не написал только ленивый. Музыкант очень тяжело пережил и до сих пор переживает уход жены, в связи с чем, возможно, и отменил концерт год назад. Но едва ли стоит говорить о какой-то исключительной траурности минувшего петербургского концерта. Траурность – это ведь еще и неизбежное приятие другого измерения. А с таким ощущением проходят все концерты пианиста. Даже его светлые моменты связаны с чем-то надмирным, вечным, где нет суеты, где тишина, где, как поется в романсе Рахманинова, «только Бог да я».

Соколов не улыбающийся пианист, тем более не заигрывающий с публикой. Он бережет слова, не дает интервью: он – пианист, и все высказывает в музыке. В музыке он блещет красноречием и эрудицией. С каждым годом понимаешь, какой талант музыкального архитектора реализует он, создавая штучные программы, основанные на глубинных связях – «контрфорсах» и «аркбутанах» (архитектурные термины: опорные столбы и полуарки. – Прим. ред.). В этот раз он сопоставил друг за другом двух современников, настолько же близких, насколько и далеких, – Роберта Шумана и Фридерика Шопена. Кокетливую «Арабеску» Шумана Григорий Соколов нередко включал в свои третьи отделения. Она у него всегда легка, воздушна, даже солнечна, настроенчески прихотлива. Рядом с ней масштабная Фантазия в до мажоре – как величественный мемориальный комплекс эпохе романтизма. Аккорды в ней звучали непривычно тяжеловато, но и они были тщательно вписаны в рассчитанную драматургию целого. Они абсолютно искупались чарующими туше в тихих пианных эпизодах, в кантилене, когда мелодические линии звучали идеально ровно. И не оставалось сомнений, что именно в слабости, кротости, скромности и тишине пианист видит силу, способную сохранять Свет и Добро.

Вечер Соколова – главный концерт сезона в петербургской Филармонии, одно из немногих чудес современной академической музыки. Филармония делает на нем деньги, выставляя очень высокие цены на билеты. О том, как нагнетается из года в год атмосфера вокруг этого концерта, можно слагать фельетоны и рисовать карикатуры. Но сегодня мало какой музыкант способен собрать зал, а потребность в мудреце, дарящем свои премудрости, с годами лишь увеличивается.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (5675) от 05.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?