Два брата из «Брата-2», или Рок-н-ролл продолжается

Про фильм Алексея Балабанова «Брат-2» написали и наговорили столько, что впору защищать по нему диссертации. Из этого несомненного хита выжали все, что можно — выпустили два саундтрека, прогремели по городам и весям России и Украины живыми концертами, обогатили русскую речь новыми крылатыми выражениями, собрали урожай споров о фильме в прессе, в общем, пошумели изрядно. Главный вопрос, которым журналисты терроризировали участников этого действа: является или не является «Брат-2» антиамериканской пропагандой. Александр ДЬЯЧЕНКО, сыгравший в фильме близнецов Громовых, из-за которых, собственно, вся эта каша и заварилась, проживает в Америке уже не один год. Не претендуя на то, чтобы явить миру всю правду-матку о подоплеке фильма, мы все же решили поговорить с Александром как об этом, так и о многом другом.

Два брата из «Брата-2», или Рок-н-ролл продолжается |

— Расскажите, пожалуйста, как вы стали актером.

— Вообще я закончил факультет корабельной электрорадиотехники и автоматики в Ленинградском электротехническом институте имени Ленина. Так что по своей первой специальности я радиоинженер. Ну а специальности актерской обучался в Америке, закончил там две школы. С учебой на родине как-то не сложилось, тогда это было достаточно рисковое дело: сто пятьдесят человек на место, поступали, по слухам, только дети актеров или дети друзей актеров.

До отъезда в Штаты я снялся в четырех картинах, но только одна, самая первая, дошла до зрителя — «Защитник» режиссера Владимира Попова, выпущенная студией «Беларусьфильм» в 1991 году. Остальные работы ничем хорошим так и не закончились. Тогда все летело в тартарары, наши законы способствовали отмыванию денег через кинематограф, так что заработали на тех картинах совсем другие люди.

— И вы уехали за рубеж. Как получилось, что вы стали жителем Чикаго?

— В Чикаго я первый раз поехал к друзьям, оставаться не собирался. Но случилось так, что задержался, а визу в Америке продлевают сразу на полгода. Вот я и остался, подумал, может, из этого что-нибудь получится. Потому что возвращаться тогда не хотелось, словно сила какая-то не пускала меня в Россию. И та же сила теперь тянет вернуться.

— Как произошла ваша встреча с Алексеем Балабановым?

— Познакомились мы на «Ленфильме», на обмывании пятисотого кадра «Особенностей национальной рыбалки». Посидели, поговорили. Мне сразу бросилось в глаза, что он человек неординарный. Помялись немного, сказали друг другу пару общих фраз. Вроде бы я не произвел на него отталкивающего впечатления, впрочем, как и он на меня. Мне говорили: «Этот Балабанов, он ох какой странный!». Ничего подобного. Во-первых, он мужик с чутьем, во-вторых, с характером, в-третьих, всегда знает, чего хочет. Тогда у нас речь зашла о проекте «Брат-2», Балабанов сказал, что снимать фильм хочет именно в Чикаго. На том и расстались. А какое-то время спустя он приехал в Чикаго на кинофестиваль и уже начал высматривать натуру для «Брата-2». Мы с ним покатались по городу, причем оказалось, что он знает Чикаго не хуже меня, хотя я к тому моменту жил там уже почти семь лет. Потом Балабанов позвонил из Питера: «Саня, я хочу тебе предложить роль близнецов, она важная и для картины, и для меня. Согласен?»

— А были ли еще какие-нибудь претенденты на эту роль?

— Тут вот какая история. Первоначально подружку Данилы Багрова должна была играть не Ирина Салтыкова, а Лада Дэнс. Однако от нее пришлось отказаться, потому что у Лады муж — ужасно серьезный человек, и если бы ему вдруг что-то не понравилось, сами понимаете, Балабанову получать по голове не хотелось. А когда он познакомился с Ириной, она предложила ему на роль близнецов взять Пашу Буре. Но Балабанов отказался.

— Знал ли он, что вы играете в хоккей, когда пригласил вас сниматься? Ведь один из братьев Громовых хоккеист.

— Нет, не знал.

— Расскажите, какое место хоккей занимает в вашей жизни.

— Хоккей — это мое хобби, играю с детства. Но серьезно занялся им опять же в Штатах. Там гораздо больше возможностей, организация лучше. Друзья мне сказали, что играют в хоккей. Я говорю: «Правда? И у вас даже форма есть?» Дело в том, что я с детства помню страдания, которые испытывал по поводу отсутствия формы. На команду из двадцати человек было всего три комплекта. Поэтому первое, что мне пришло на ум: « Классно, у них есть форма!».

Мы поехали в магазин, купили форму, я вышел на лед и чуть сознание не потерял. Я ведь не катался уже лет двадцать, никакой мышечной памяти не осталось, пришлось все начинать сначала. Профессионалом я, конечно, не стал, а сейчас уже и поздно. Но на каток выхожу каждый день, это для меня такая же привычка, как зубы утром почистить.

Кстати, мне в Питтсбурге предлагали работу так называемого tough guy’a («tough guy» в переводе с английского — «жесткий парень». — Прим. авт.). В каждой команде есть такой человек, что-то типа полицейского на льду, работа которого состоит в том, чтобы «заезжать в бубен» соперникам. Причем платят хорошие деньги, но, по-моему, это скучно. Да еще сам ненароком можешь в «бубен» получить, мужики-то там серьезные.

— Кого из братцев было интереснее играть?

— Подонка, конечно. Над ним работать нужно было больше. До сих пор режиссеры ко мне присматриваются, когда хотят пригласить на роль: во-первых, не дебил ли я накачанный, а во-вторых, не негодяй ли на самом деле. Но, слава Богу, «Брат-2» скоро потихоньку отойдет в сторону, и этот стереотип тоже.

— Если не будет «Брата-3».

— Боюсь, что будет.

— Мне кажется, это уже будет не искусство, а просто конвейер.

— Искусство закончилось на первом «Брате». Но если понятие «рок-н-ролл» можно применить к кинематографу, то «Брат-2» — это рок-н-ролл. Для меня Балабанов — главный рок-н-ролльщик нашей страны. Я прекрасно помню рок-тусовки 80-х: Рок-клуб, Дворец молодежи. Балабанов тогда находился в самом центре, к примеру, у него на квартире Бутусов записал два альбома. И я помню ощущения, которые во мне все это вызывало. Балабанов возродил ту атмосферу.

«Брат-2» — это классная акция, ее можно сравнить с рок-концертом: красивая сцена с хорошим звуком, много дыма и света, на первом плане — хороший гитарист, за какими всегда бегают девчонки и какие всегда нравятся классным парням. Гитарист сыграл свою партию, концерт удался. Все повеселились, попили пива, сплотились на какой-то момент единой идеей, а потом разошлись и продолжают жить своей жизнью.

— Часто говорили о том, что на «Брате-2» многое было впервые. Впервые была, организована, мощнейшая рекламная кампания, впервые вышел саундтрек, и так далее. Но все это в итоге вторично по отношению к Западу, даже стиль, в котором снят фильм. О чем же шуметь?

— В России такого жанрового кино еще не было. Это первый за многие годы русский фильм, который живет не только кинематографической, но и музыкальной жизнью. Раньше просто не было людей, которые так грамотно сделали бы ту же рекламу, все здесь в первый раз. В этом фильме удачно переплетено все — от нашего жизненного уклада, привычек до политических моментов. Раз это задевает людей, волнует их, значит, это действительно важно. До сих пор эти проблемы так не показывал никто.

— Но ведь посмотрев «Брат-2», действительно невозможно не подумать: «Какие мы, русские, крутые, и какие американцы тупые».

— Я живу там, среди этих американцев. И я знаю, что в плане быта, культуры они на самом деле такие. Мой учитель по химии говорил: «Это и козе понятно». Так вот, есть вещи, которые козе будут понятны, а американцу — никогда.

— Как же к этим моментам отнеслись американские актеры, занятые в фильме?

— По-разному. Желающих сняться было огромное количество, в очереди выстраивались. Но не всем и сценарий-то удалось почитать. Актриса Дженнифер Билл, которая должна была играть чернокожую телеведущую, познакомившись со сценарием, отказалась от роли, так как ее афро-американские корни и ее убеждения не позволяли в этом участвовать.

— Какой момент был самым сложным на съемках?

— Все были одинаково простые и сложные. Что касается режиссерской суровости, то я на себе ее не испытал. Балабанов на площадке очень немногословен. Похвалил меня всего один раз, когда я играл убитого. Я полтора часа лежал на полу, стараясь не моргать глазами, вживался в роль. К тому же надо было еще и рот открытым держать, это было тяжело, так как через какое-то время стала дрожать челюсть, я боялся, что это будет заметно. Балабанов посмотрел, потом сказал: «Молодец. Хорошо мертвого сыграл».

— В каких ролях вас можно будет увидеть в ближайшее время?

— Уже в работе проект «Слепой» режиссера Всеволода Плоткина, там у меня главная роль. Съемки, скорее всего, начнутся в декабре. Режиссер Николай Лебедев предложил мне роль в ремейке фильма «Звезда», снятого в 60-х. Это будет кино о Великой Отечественной войне. Главных героев там семь, это группа разведчиков, я буду играть одного из них. Тема войны меня очень интересует, и я надеюсь, что роль получится знаковой.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (2371) от 1. 12. 2000 года.


Комментарии