Два брата из «Брата-2», или Рок-н-ролл продолжается

Про фильм Алексея Балабанова «Брат-2» написали и наговорили столько, что впору защищать по нему диссертации. Из этого несомненного хита выжали все, что можно — выпустили два саундтрека, прогремели по городам и весям России и Украины живыми концертами, обогатили русскую речь новыми крылатыми выражениями, собрали урожай споров о фильме в прессе, в общем, пошумели изрядно. Главный вопрос, которым журналисты терроризировали участников этого действа: является или не является «Брат-2» антиамериканской пропагандой. Александр ДЬЯЧЕНКО, сыгравший в фильме близнецов Громовых, из-за которых, собственно, вся эта каша и заварилась, проживает в Америке уже не один год. Не претендуя на то, чтобы явить миру всю правду-матку о подоплеке фильма, мы все же решили поговорить с Александром как об этом, так и о многом другом.

Два брата из «Брата-2», или Рок-н-ролл продолжается |

— Расскажите, пожалуйста, как вы стали актером.

— Вообще я закончил факультет корабельной электрорадиотехники и автоматики в Ленинградском электротехническом институте имени Ленина. Так что по своей первой специальности я радиоинженер. Ну а специальности актерской обучался в Америке, закончил там две школы. С учебой на родине как-то не сложилось, тогда это было достаточно рисковое дело: сто пятьдесят человек на место, поступали, по слухам, только дети актеров или дети друзей актеров.

До отъезда в Штаты я снялся в четырех картинах, но только одна, самая первая, дошла до зрителя — «Защитник» режиссера Владимира Попова, выпущенная студией «Беларусьфильм» в 1991 году. Остальные работы ничем хорошим так и не закончились. Тогда все летело в тартарары, наши законы способствовали отмыванию денег через кинематограф, так что заработали на тех картинах совсем другие люди.

— И вы уехали за рубеж. Как получилось, что вы стали жителем Чикаго?

— В Чикаго я первый раз поехал к друзьям, оставаться не собирался. Но случилось так, что задержался, а визу в Америке продлевают сразу на полгода. Вот я и остался, подумал, может, из этого что-нибудь получится. Потому что возвращаться тогда не хотелось, словно сила какая-то не пускала меня в Россию. И та же сила теперь тянет вернуться.

— Как произошла ваша встреча с Алексеем Балабановым?

— Познакомились мы на «Ленфильме», на обмывании пятисотого кадра «Особенностей национальной рыбалки». Посидели, поговорили. Мне сразу бросилось в глаза, что он человек неординарный. Помялись немного, сказали друг другу пару общих фраз. Вроде бы я не произвел на него отталкивающего впечатления, впрочем, как и он на меня. Мне говорили: «Этот Балабанов, он ох какой странный!». Ничего подобного. Во-первых, он мужик с чутьем, во-вторых, с характером, в-третьих, всегда знает, чего хочет. Тогда у нас речь зашла о проекте «Брат-2», Балабанов сказал, что снимать фильм хочет именно в Чикаго. На том и расстались. А какое-то время спустя он приехал в Чикаго на кинофестиваль и уже начал высматривать натуру для «Брата-2». Мы с ним покатались по городу, причем оказалось, что он знает Чикаго не хуже меня, хотя я к тому моменту жил там уже почти семь лет. Потом Балабанов позвонил из Питера: «Саня, я хочу тебе предложить роль близнецов, она важная и для картины, и для меня. Согласен?»

— А были ли еще какие-нибудь претенденты на эту роль?

— Тут вот какая история. Первоначально подружку Данилы Багрова должна была играть не Ирина Салтыкова, а Лада Дэнс. Однако от нее пришлось отказаться, потому что у Лады муж — ужасно серьезный человек, и если бы ему вдруг что-то не понравилось, сами понимаете, Балабанову получать по голове не хотелось. А когда он познакомился с Ириной, она предложила ему на роль близнецов взять Пашу Буре. Но Балабанов отказался.

— Знал ли он, что вы играете в хоккей, когда пригласил вас сниматься? Ведь один из братьев Громовых хоккеист.

— Нет, не знал.

— Расскажите, какое место хоккей занимает в вашей жизни.

— Хоккей — это мое хобби, играю с детства. Но серьезно занялся им опять же в Штатах. Там гораздо больше возможностей, организация лучше. Друзья мне сказали, что играют в хоккей. Я говорю: «Правда? И у вас даже форма есть?» Дело в том, что я с детства помню страдания, которые испытывал по поводу отсутствия формы. На команду из двадцати человек было всего три комплекта. Поэтому первое, что мне пришло на ум: « Классно, у них есть форма!».

Мы поехали в магазин, купили форму, я вышел на лед и чуть сознание не потерял. Я ведь не катался уже лет двадцать, никакой мышечной памяти не осталось, пришлось все начинать сначала. Профессионалом я, конечно, не стал, а сейчас уже и поздно. Но на каток выхожу каждый день, это для меня такая же привычка, как зубы утром почистить.

Кстати, мне в Питтсбурге предлагали работу так называемого tough guy’a («tough guy» в переводе с английского — «жесткий парень». — Прим. авт.). В каждой команде есть такой человек, что-то типа полицейского на льду, работа которого состоит в том, чтобы «заезжать в бубен» соперникам. Причем платят хорошие деньги, но, по-моему, это скучно. Да еще сам ненароком можешь в «бубен» получить, мужики-то там серьезные.

— Кого из братцев было интереснее играть?

— Подонка, конечно. Над ним работать нужно было больше. До сих пор режиссеры ко мне присматриваются, когда хотят пригласить на роль: во-первых, не дебил ли я накачанный, а во-вторых, не негодяй ли на самом деле. Но, слава Богу, «Брат-2» скоро потихоньку отойдет в сторону, и этот стереотип тоже.

— Если не будет «Брата-3».

— Боюсь, что будет.

— Мне кажется, это уже будет не искусство, а просто конвейер.

— Искусство закончилось на первом «Брате». Но если понятие «рок-н-ролл» можно применить к кинематографу, то «Брат-2» — это рок-н-ролл. Для меня Балабанов — главный рок-н-ролльщик нашей страны. Я прекрасно помню рок-тусовки 80-х: Рок-клуб, Дворец молодежи. Балабанов тогда находился в самом центре, к примеру, у него на квартире Бутусов записал два альбома. И я помню ощущения, которые во мне все это вызывало. Балабанов возродил ту атмосферу.

«Брат-2» — это классная акция, ее можно сравнить с рок-концертом: красивая сцена с хорошим звуком, много дыма и света, на первом плане — хороший гитарист, за какими всегда бегают девчонки и какие всегда нравятся классным парням. Гитарист сыграл свою партию, концерт удался. Все повеселились, попили пива, сплотились на какой-то момент единой идеей, а потом разошлись и продолжают жить своей жизнью.

— Часто говорили о том, что на «Брате-2» многое было впервые. Впервые была, организована, мощнейшая рекламная кампания, впервые вышел саундтрек, и так далее. Но все это в итоге вторично по отношению к Западу, даже стиль, в котором снят фильм. О чем же шуметь?

— В России такого жанрового кино еще не было. Это первый за многие годы русский фильм, который живет не только кинематографической, но и музыкальной жизнью. Раньше просто не было людей, которые так грамотно сделали бы ту же рекламу, все здесь в первый раз. В этом фильме удачно переплетено все — от нашего жизненного уклада, привычек до политических моментов. Раз это задевает людей, волнует их, значит, это действительно важно. До сих пор эти проблемы так не показывал никто.

— Но ведь посмотрев «Брат-2», действительно невозможно не подумать: «Какие мы, русские, крутые, и какие американцы тупые».

— Я живу там, среди этих американцев. И я знаю, что в плане быта, культуры они на самом деле такие. Мой учитель по химии говорил: «Это и козе понятно». Так вот, есть вещи, которые козе будут понятны, а американцу — никогда.

— Как же к этим моментам отнеслись американские актеры, занятые в фильме?

— По-разному. Желающих сняться было огромное количество, в очереди выстраивались. Но не всем и сценарий-то удалось почитать. Актриса Дженнифер Билл, которая должна была играть чернокожую телеведущую, познакомившись со сценарием, отказалась от роли, так как ее афро-американские корни и ее убеждения не позволяли в этом участвовать.

— Какой момент был самым сложным на съемках?

— Все были одинаково простые и сложные. Что касается режиссерской суровости, то я на себе ее не испытал. Балабанов на площадке очень немногословен. Похвалил меня всего один раз, когда я играл убитого. Я полтора часа лежал на полу, стараясь не моргать глазами, вживался в роль. К тому же надо было еще и рот открытым держать, это было тяжело, так как через какое-то время стала дрожать челюсть, я боялся, что это будет заметно. Балабанов посмотрел, потом сказал: «Молодец. Хорошо мертвого сыграл».

— В каких ролях вас можно будет увидеть в ближайшее время?

— Уже в работе проект «Слепой» режиссера Всеволода Плоткина, там у меня главная роль. Съемки, скорее всего, начнутся в декабре. Режиссер Николай Лебедев предложил мне роль в ремейке фильма «Звезда», снятого в 60-х. Это будет кино о Великой Отечественной войне. Главных героев там семь, это группа разведчиков, я буду играть одного из них. Тема войны меня очень интересует, и я надеюсь, что роль получится знаковой.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (2371) от 1. 12. 2000 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.