Два мира соединяются. В Петербурге отпраздновали 90 лет со дня рождения Альфреда Шнитке
ФОТО Dmitry Kalinovsky on Shutterstock
Как уже знают наши читатели, Союз композиторов провел всероссийский фестиваль современной музыки «Эклектика Шнитке», в программу которого вошли как концерты, так и лекции о творчестве композитора, а в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр под управлением Феликса Коробова в день рождения композитора исполнил монографическую программу, ему посвященную.
Несмотря на то что имя Шнитке в сознании отечественного слушателя связывалось с авангардом, музыка его всегда была популярна и исполнение его сочинений в Ленинграде и Москве собирало полные залы. Что делает музыку композитора столь привлекательной для слушателя? Возможно, ключ в полистилистике, о рождении которой рассказал Иосиф Генрихович Райскин — патриарх отечественного музыковедения, друживший с композитором: «Шнитке на протяжении длительного времени в своих симфонических и камерных произведениях был как бы на периферии официальной советской музыки… Его музыку нечасто исполняли в концертных залах. Вплоть до середины 1970‑х годов Шнитке писал музыку для кино, и эта музыка широко исполнялась и оплачивалась, что позволяло композитору сводить концы с концами. Наступил момент, когда Шнитке вдруг понял, что он ведет «двойную жизнь»: пишет музыку для академических залов — и для кино, последняя понятна более широкой аудитории. И он почувствовал, что необходимо эти два мира соединить. И родилась полистилистика, которую прежде с оттенком пренебрежения называли эклектикой, соединение мира академических залов и мира улицы оказалось естественным для Шнитке».
Песенный марафон. В Северной столице прошёл фестиваль «Как на речке было на Фонтанке»Как показал фестиваль «Эклектика Шнитке», по пути композитора, развивая идеи полистилистики, идут наши современники. Художественный руководитель фестиваля Антон Танонов широко использует приемы полистилистики в своем творчестве и делится опытом с молодыми коллегами. В рамках «Эклектики Шнитке» в Петербургском союзе композиторов прошли мастер-классы по полистилистике, которые помимо Танонова провели Настасья Хрущева, Светлана Лаврова, Артем Ананьев и Александр Пантыкин. Кроме произведений самого Шнитке звучали различные аранжировки и адаптации Светланы Нестеровой, Андрея Долгова и Сергея Екимова. Так что музыка Шнитке продолжает будоражить воображение не только слушателей, но и композиторов.
Но вернемся к концерту в Большом зале. Первая симфония Шнитке принадлежит к самым авангардным его сочинениям, недаром ее называют антисимфонией и «первой — последней» симфонией, как выразился Ярослав Тимофеев — блестящий музыковед молодого поколения, который вел юбилейный концерт. А дирижер Феликс Коробов после первой репетиции сказал журналистам о том же, что «музыка симфонии совершенно гениальна, но она действительно разрушительна, потому что сама идея Шнитке была разрушить симфоническую форму, ритмическую и интонационную основы. Она совершенно невероятна, потому что иногда складывается впечатление, что звучит не один, а четыре-пять оркестров… большая часть этой симфонии импровизационна, она дает возможность музыкантам для самовыражения».
Симфония писалась Шнитке одновременно с музыкой к документальному фильму Михаила Ромма «И все‑таки я верю…», посвященному драматическим коллизиям XX века и современному миру, сам композитор писал, что музыкальные образы этих двух миров в какой‑то мере слились, стали неотделимы друг от друга. И действительно, в музыке симфонии огромное количество цитат, кивков на другие произведения и эпохи, каждая из них приносит цепь ассоциаций — музыкальных и общекультурных. Симфония продолжительностью более часа — ярко театральна: она начинается с постепенного выхода музыкантов на сцену, каждый из них «играет свое», наступает некоторый хаос, с которым не всегда в силах справиться и дирижер. Оркестр то частично покидает сцену, то возвращается обратно, но заканчивается все общей унисонной нотой до под взмах дирижерских рук. Гармония восстановлена, но это только начало.
В 2024 году исполняется 50 лет со дня первого исполнения Первой симфонии Геннадием Рождественским в Горьковской филармонии. Тогда Ленинград и Москва отказались дать зеленый свет новаторскому сочинению, и исполнение его в Горьком (нынешнем Нижнем Новгороде) вызвало настоящий ажиотаж. В Большом зале Первая симфония Шнитке уже звучала дважды: в 2009 и 2018 гг. под управлением Александра Титова, но нынешнее исполнение отмечено участием в нем Заслуженного коллектива, оркестра Мравинского и Темирканова, коллектива консервативного и знающего себе цену. Результат ожидался завсегдатаями Филармонии с большим интересом и оказался ошеломляющим. Оркестр не только с блеском справился с музыкальными и инструментальными сложностями, но с энтузиазмом включился в игру, полную гротеска и философских смыслов.
Во втором отделении прозвучала популярная «Гоголь-сюита», представившая прикладную музыку композитора, очень много писавшего для кино и театра. Феликс Коробов вспомнил: композитора раздражало, что в одной из западных музыкальных энциклопедий статья о нем состояла из одного предложения: «Альфред Шнитке — гениальный советский кинокомпозитор». За бортом этого определения оказываются и десять симфоний, и оперы, и кантаты, и многочисленные сочинения в разных жанрах, но определение в то же время верно, потому что прикладная музыка Шнитке действительно гениальна и широко известна. Это было как бы его второе композиторское я, предопределившее создание им особого музыкального языка — полистилистики.
Концерт открывал абонемент «Классика. Новое», в котором знакомые слушателям произведения соседствуют с современной классикой и произведениями наших современников. В следующих концертах прозвучат произведения Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и Александра Радвиловича. Все концерты сопровождаются комментариями музыковеда Ярослава Тимофеева.
А исполнение музыки Шнитке отнюдь не заканчивается празднованием вокруг юбилейной даты. Запланированы и другие концерты, позволяющие осмыслить феномен композитора.
Читайте также:
Фестиваль анимации и литературы «Пушкин. Михайловское» прошёл в Пушкинских Горах
Русская красота Валерия Гаврилина. В Петербурге завершился XVII фестиваль «Дягилев. P. S.»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7816) от 18.12.2024 под заголовком «Когда два мира соединяются».







Комментарии