Два мира композитора Лядова. В Новгороде открылась выставка «Пророк вечной красоты»

В Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Пророк вечной красоты» (6+), посвященная Анатолию Лядову.

Два мира композитора Лядова. В Новгороде открылась выставка «Пророк вечной красоты» | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения композитора, предпочитавшего большим формам музыкальные миниатюры и стремившегося писать так, чтобы «каждый такт радовал». «Пророку вечной красоты, поборнику музыкального просвещения на Руси Анатолию Константиновичу Лядову» — было написано на венке, который Петербургская консерватория прислала на его похороны.

Выставка в Новгороде рассказывает не только о разных гранях таланта Лядова, но и о его семье, его личности, пристрастиях и чувстве юмора. О двух линиях его жизни — городской и усадебной.

Лядов родился в Петербурге, а умер в усадьбе «Полыновка» Боровичского уезда Новгородской губернии. Собственно, между этими полюсами и пролегла его судьба. «30 лет на одной квартире — зимой; 30 лет на одной даче — летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей» — так вспоминал о Лядове Римский-Корсаков.

«Нам хотелось, чтобы посетители нашей выставки увидели два этих мира — домашний, уютный, уездный и столичный, имперский, связанный с большими именами музыкальной истории», — говорит Олеся Рудь, заместитель директора Новгородского музея-заповедника.

На этом сопоставлении и построена экспозиция: одна ее часть рассказывает о петербургском круге коллег и знакомых композитора, другая — о его родных, друзьях и домашних радостях. И обе — о музыке.

Слева — мемориальные предметы из столичной квартиры на Николаевской улице (ныне улица Марата): круглый столик, изящная этажерка, телефон, книги. Справа — схематический план усадьбы «Полыновка», письма Лядова к близким, сельские пейзажи кисти Михаила Лядова, сына композитора. Слева — групповое фото с преподавателями и учениками Придворной певческой капеллы. Справа — фото Лядова с женой и сыновьями, детский рисунок Миши.

В центре — комплекс мемориальных вещей: дирижерская палочка, чернильный прибор и пепельница, фигурка Бабы-яги из папье-маше, подаренная композитору после премьерного исполнения симфонической картинки «Баба-­яга». Предметы, которые композитор держал в руках, использовал по назначению, просто хранил. Из всего этого складывается камерная, уютная экспозиция — ни капли пафоса ни в текстах, ни в общей картинке. Для того чтобы создать эту атмосферу, кураторы соединили в одном пространстве экспонаты из нескольких коллекций. «Здесь впервые собран архив Лядова, который находился раньше в разных местах. Частично — в Боровичском филиале Новгородского музея-­заповедника, частично — в Народном музее Антона Аренского, Анатолия Лядова и Сергея Рахманинова. Сейчас эти два собрания объединяются», — рассказала Татьяна Берфорд, музыковед и один из авторов выставки.

Важным и необходимым для полноты рассказа партнером в этом проекте стала Петербургская филармония, представившая уникальные артефакты из своей Музыкальной библиотеки. Среди них — партитуры, клавиры, программы концертов, которые позволяют рассмотреть творчество Лядова во всей полноте, вспомнить его фортепианную, симфоническую и вокальную музыку. В одной из витрин можно увидеть первое издание фортепианного цикла «Бирюльки», откорректированное автором, в другой — ноты ранних миниатюр «Куколки» и «Музыкальная табакерка», в третьей — сочинения, вдохновленные русским фольклором, — «Баба-яга», «Волшебное озеро» и другие.

Есть тут и программы Русских симфонических концертов, которыми композитор дирижировал в зале Дворянского собрания (ныне — Большой зал Филармонии), они напоминают еще об одной грани таланта Лядова.

И, конечно, выставку сопровождает большое количество текстов. Однако это не столько аннотации, сколько цитаты из писем композитора. Иногда он предельно серьезен. «Надо жить только для искусства. В нем спасенье и все ответы на вопросы», — пишет он. А иногда — игрив, поэтичен. Например, жене художника Михаила Врубеля певице Надежде Забеле Лядов посвятил такие строки:

Лишь только запела

Надежда Забела —

За сердце задела

и им овладела.

Столь же щедро включены в экспозицию отзывы и воспоминания о Лядове, оставленные его родными, друзьями и знакомыми. Ну а для тех, кто захочет познакомиться с композитором еще ближе, запланированы экскурсии и лекции. Две из них прочтут сотрудники петербургской Филармонии музыковеды Михаил Алейников и Марина Монахова. И, само собой, в программе — концерт. Выступление артиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и профессора Санкт-Петербургской консерватории пианиста Николая Мажары.

Петербургская Филармония осознанно и последовательно строит свои проекты на стыке музыкальной и просветительской составляющих. «Пророк вечной красоты» — лишь часть большой программы, которую она реализует (события уже прошли и еще случатся в Выборге, Гатчине, Омске). «Сотрудничество с библиотеками и музеями в разных регионах России для нас — логичное продолжение ее миссии», — объясняет Юлия Кантор, заместитель директора Филармонии.

Читайте также:

В выставочном зале «Смольный» представлена экспозиция «Иван Билибин. Фотограф. Художник»

Бим, Пират и Стрелка. В Музее С. М. Кирова открылась выставка «В нашей квартире собаки и кот»



#выставка #Великий Новгород #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (8050) от 05.12.2025 под заголовком «Поборник музыкального просвещения».


Комментарии