Дусьевское милосердие. У Дороги жизни создают новый музей
Полуторка на Мурманском шоссе не самый известный блокадный памятник, хотя и весьма выразительный. В нескольких сотнях метров от него создается новый интерактивный музей – военно-полевой госпиталь Дороги жизни. Причем на историческом месте: во время блокады здесь, в окрестностях деревни Дусьево, располагалось не меньше двух десятков медицинских пунктов. Все они были укрыты в лесах и тщательно замаскированы.
ФОТО Геннадия САФОНОВА/ИНТЕРПРЕСС
В дусьевских госпиталях спасали жизнь бойцам всех родов войск, сражавшихся за Ленинград. Тем, кто участвовал в Синявинской наступательной операции 1942 года, в прорыве блокады, в боях за Синявинские высоты летом 1943-го. Последние врачи ушли отсюда вслед за наступающими войсками к концу января 1944 года, после полного освобождения города от блокады.
Кстати, про один из здешних госпиталей упомянул в своих дневниках известный ленинградский фронтовой журналист и писатель Павел Лукницкий: он попал в него летом 1942 года. «На следующий день, по приезде в Лаврово, я заболел и больше недели пролежал в палатке армейского полевого передвижного госпиталя в деревне Дусьево, _ отмечал Лукницкий. – Меня трепали жестокие приступы неведомо где схваченной малярии»...
– Новый музей станет частью экскурсионно-туристического маршрута «Дорога жизни. Восточный берег». Она представляла собой громадный механизм, работавший очень слаженно и четко, и каждая остановка на маршруте расскажет о какой-то одной стороне. О моряках, летчиках, медиках, водителях, – говорит Сергей Марков, заведующий Музеем Дороги жизни в Кобоне.
Офицер ВМФ в запасе, он уже давно принимает активное участие в деятельности расположенного в той же Кобоне негосударственного музея, тоже посвященного трассе, связывавшей Ленинград с Большой землей. Сейчас в основном известен участок пути, который был в черте блокадного кольца: от Ржевки до Осиновца. Он отмечен мемориальными километровыми столбами, знаменитыми памятниками «Цветок жизни» и «Разорванное кольцо», куда возят школьников... А про тот участок дороги, что на Большой земле от Кобоны до Войбокало и Жихарева, долгое время как будто бы вообще было забыто.
– Думаю, новый маршрут должен получиться интересным и востребованным. Да и новые рабочие места появятся, что тоже немаловажно, – отмечает Сергей Марков. – Создание маршрута и музея в Дусьеве поддерживает областной комитет по культуре и туризму, помощь оказывают администрации Ленинградской области и Кировского района.
Что уже сделано? Проведен поиск в архивах, определено, что на этом месте близ деревни Дусьево находился хирургический полевой госпиталь № 817. Поисковики обследовали территорию, обнаружили следы автомобильной ремонтной зоны и детали грузовика: очевидно, того самого, который обслуживал госпиталь. Это точно такая же полуторка, которой посвящен расположенный рядом памятник.
ФОТО АВТОРА
Находился госпиталь на холме, от шоссе Войбокало – Кобона его отделяет глубокий овраг. Через него к будущему музею уже наведено металлическое основание моста. Рядом будут расположены стенды, посвященные врачам, работавшим в госпиталях на Дороге жизни и в частях Волховского фронта. На территории будущего музея уже подготовлены площадки под четыре блиндажа, где разместится интерактивная экспозиция.
– Музей в первую очередь рассчитан на подрастающее поколение, и он будет не об ужасах и страданиях, а о том, как медики спасали людей, причем порой творили настоящие чудеса. Кстати, главным врачом Волховского фронта был знаменитый хирург профессор Александр Вишневский, – отмечает Сергей Марков. – Кроме того, мы хотим обратить внимание на любопытные сюжеты, связанные с военным бытом, о которых мало кто задумывается. Например, на роль поваров. А ведь среди них были даже награжденные орденами Славы.
Сейчас происходит сбор экспонатов. Какие-то реликвии уже передали поисковики, госпитальным реквизитом безвозмездно поделился Военный музей Карельского перешейка, действующий в Выборге.
– Задумок очень много, и они вполне реальны, – говорит Марков. – К примеру, недалеко от госпиталя, в нескольких десятках метров, сохранились окопы и траншеи, мы их приведем в порядок, чтобы показать, как выглядела противодиверсионная оборона. В ее необходимости убедились после трагической истории: весной 1942 года финский диверсионный отряд смог скрытно подобраться и напасть на советский госпиталь в Карелии.
Есть надежда, что к Дню Победы первая очередь экспозиции в Дусьеве будет открыта. Подобного музея нет не только в Ленинградской области, но и на всем Северо-Западе.
Решается также и вопрос с благоустройством прилегающей территории. Увы, сегодня территория за памятником полуторке, которой когда-то посвятил проникновенные строки поэт Анатолий Молчанов («Она застыла, словно белое виденье. Под ней ломается, проваливаясь, лед...»), не в самом лучшем виде. Она служит стоянкой дальнобойщиков и стихийной помойкой...
Кроме музеев в Кобоне и военно-полевого госпиталя в Дусьеве в маршрут «Дорога жизни. Восточный берег» войдут еще два объекта. Первый – это мемориал летчикам в деревне Выстав. В местной школе действует музей, посвященный 4-му гвардейскому истребительному авиаполку, который базировался на аэродроме. На месте взлетно-посадочной полосы – сельскохозяйственные угодья, рядом сохранились остатки землянок, где работали телефонистки.
Второй объект – старинная каменная церковь Николая Чудотворца в деревне Верола. В ней во время блокады находилась авторемонтная мастерская, которая обеспечивала бесперебойное движение автомашин по Дороге жизни. Сейчас храм в плачевном состоянии, уже много лет стоит без крыши...
– Здесь тоже есть подвижки. Если раньше здание было бесхозным – ничьим, то теперь оно как объект недвижимости поставлено на кадастровый учет, – поясняет Марков. – А в прошлом году внесено в патриаршую программу по восстановлению храмов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (6851) от 27.01.2021 под заголовком «Дусьевское милосердие».
Комментарии