«Дураки будут и при коммунизме»
О степени популярности артиста эстрады нужно судить не только по газетным публикациям и частоте появления на телеэкране. Сходите на его концерт, а потом оглянитесь вокруг, посмотрите на лица людей — и все сразу станет ясно. После концерта Евгения Вагановича Петросяна лица радостные, просветленные. И это неудивительно — ведь за два с половиной часа своей программы он создает такое удивительное праздничное настроение, такую добрую и веселую атмосферу, в которой многие из нас, очевидно, давно не бывали. Феномен Петросяна — умение казаться и знакомым, и новым одновременно, редкостный дар постоянного обновления актерского образа и стилистики при сохранении чего-то бесконечно притягательного, чем восхищались зрители и десять, и двадцать, и тридцать лет назад... И моя беседа с ним — о сатире старой и новой...

— Как вам кажется, какое сейчас место занимает сатира в нашей жизни?
— Сатира как таковая утратила ту важную роль, которую она играла в начале перестройки. Ведь мы с Михаилом Николаевичем Задорновым, который является моим воспитанником и, как я шучу, пожизненным автором, мы с эстрады просто открывали первыми недозволенные, запретные темы. Предвосхищали многое... Сатира и юмор — они не только преувеличивают, они еще способны предвидеть многое, и то, над чем вчера еще смеялись, сегодня может стать реальной действительностью. Конечно, сейчас общество уже не нуждается в сатире в той степени, как раньше. Газеты режут правду-матку, телевидение не отстает от них. Критический настрой в нашем обществе сейчас очень силен. Но в трудное время именно юмор должен выйти на первый план, потому что он выполняет нравственную функцию.
— Я уже запутался: где сатира, где юмор...
— Сатира — это степень вашего отрицания чего-то, степень вашей борьбы в служении какой-то идее. А юмор — это метод парадоксального мышления. Вы можете с его помощью ровным счетом ничего не отрицать, а просто посмеиваться; выстраивать комическую ситуацию без борьбы с чем-то. Юмор разряжает обстановку, он дарит человеку в трудную минуту улыбку, радость. А когда есть радость, появляется надежда. Раз человек будет смеяться над самим собой и над больными проблемами — пусть даже сквозь слезы, — ничего страшного. Как говорится: «Ты поплачь, оно и легче станет». Меня интересует сейчас не социальный аспект, который так разработан прессой, политиками, меня интересует нравственный аспект.
— Сегодня сложнее собрать зал?
— Гораздо сложнее. Наверное, раз в двадцать.
— Вы чувствуете, что на вас приходит особая аудитория, как бы «ваш» контингент?
— Могу сказать без лишней скромности, что на моих концертах весь бывший Советский Союз бывает, особенно в Москве, вне зависимости от возраста, профессии, национальности, социального положения. Пойдите на концерт — и вы всех увидите. Я всегда старался и стараюсь быть понятным всем...
— И не считаете это за недостаток?
— Напротив, я считаю это своей задачей. В идеале я должен быть понятен и академику, и дворнику, но при этом быть еще и интересным для одного, и для другого. Сделать чисто элитарный номер для меня не составляет труда. Но мне это не нужно.
— Для вас зритель — ученик, поклонник?..
— Прежде всего партнер. Я и книгу написал — «Хочу в артисты», она скоро выйдет — затем, что моему партнеру нужно объяснить особенности этого жанра — ведь о нем практически еще ничего не сказано в отличие от оперы, рока...
— Бывает так, что вы жалеете о чем-то, что было произнесено со сцены давно...
— Вы хотите сказать, что я когда-то хвалил советскую власть и мне сейчас должно быть стыдно? Нет, я всегда был честен. Я был честным советским человеком, мы верили в коммунизм — особенно во времена хрущевской оттепели. А потом, когда начали закручивать гайки, стала ломаться моя вера в это. В те же годы я сам, без посторонней помощи, пришел к Богу. Не могу сказать, что я был диссидентом, но... Зощенко говорил: «Такое впечатление, что меня перевязали веревками и заставляют делать физзарядку». У меня было такое ощущение.
— Вы много бывали за границей. Где смеха больше?
— У нас в России вообще всегда была замечательная школа комического, многонациональная, интереснейшая. Как ни парадоксально, хоть и перевязанные веревками, мы все равно наращивали мускулы. У нас было гораздо больше художественных приемов, чем у тех же американских артистов, у которых в репертуаре практически только две темы — секс и критика правительства.
— То есть там планка мастерства и вкуса ниже...
— Там другая планка выше. Вот я был на юбилее Боба Хоупа — знаменитого американского комика. И целый вечер плакал. Знаете почему? Во-первых, когда слышу остроумное, по-настоящему талантливое слово, я плачу. А во-вторых, это были слезы от теплоты. Представляете? Радость охватила всю страну. Америка радовалась в этот вечер, все живые президенты его поздравляли, великие актеры... Мы пока что не умеем так радоваться, не очень умеем говорить «спасибо»...
— А не получится так, что лет через пять-десять в арсенале наших сатириков тоже будут две темы — секс и... опять секс?
— Думаю, что нет. Помню, в начале семидесятых, когда уже затянули гайки, в Центральном Доме работников искусств вдруг объявили лекцию Михалкова о сатире. Весь сатирический бомонд пришел. А он начал с этакого рабфаковского вопроса: «Будут ли нужны сатирики при коммунизме?». И в результате долгих умозаключений пришел к выводу, что все-таки будут нужны, потому как дураки будут и при коммунизме — а раз так, над ними придется кому-то смеяться.
— В жизни вы веселый, а наша беседа получилась в некотором роде даже с научным уклоном. Не расскажете ли что-нибудь смешное?
— Моим учителем был Леонид Осипович Утесов. Он любил придумывать разные замечательные истории, и про себя в том числе. Вот одна из них. Однажды Утесов зашел в трамвай, а там плакала женщина. У нее украли кошелек с деньгами. Утесов ее пожалел, дал ей денег, женщина сразу успокоилась, обрадовалась и начала его благодарить, А потом спросила: «Может, вы еще и кошелек вернете?»...
Беседу вел М. БОЛОТОВСКИЙ
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (767) от 14.05.1994 года.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии