«Дураки будут и при коммунизме»

О степени популярности артиста эстрады нужно судить не только по газетным публикациям и частоте появления на телеэкране. Сходите на его концерт, а потом оглянитесь вокруг, посмотрите на лица людей — и все сразу станет ясно. После концерта Евгения Вагановича Петросяна лица радостные, просветленные. И это неудивительно — ведь за два с половиной часа своей программы он создает такое удивительное праздничное настроение, такую добрую и веселую атмосферу, в которой многие из нас, очевидно, давно не бывали. Феномен Петросяна — умение казаться и знакомым, и новым одновременно, редкостный дар постоянного обновления актерского образа и стилистики при сохранении чего-то бесконечно притягательного, чем восхищались зрители и десять, и двадцать, и тридцать лет назад... И моя беседа с ним — о сатире старой и новой...

«Дураки будут и при коммунизме» |

— Как вам кажется, какое сейчас место занимает сатира в нашей жизни?

— Сатира как таковая утратила ту важную роль, которую она играла в начале перестройки. Ведь мы с Михаилом Николаевичем Задорновым, который является моим воспитанником и, как я шучу, пожизненным автором, мы с эстрады просто открывали первыми недозволенные, запретные темы. Предвосхищали многое... Сатира и юмор — они не только преувеличивают, они еще способны предвидеть многое, и то, над чем вчера еще смеялись, сегодня может стать реальной действительностью. Конечно, сейчас общество уже не нуждается в сатире в той степени, как раньше. Газеты режут правду-матку, телевидение не отстает от них. Критический настрой в нашем обществе сейчас очень силен. Но в трудное время именно юмор должен выйти на первый план, потому что он выполняет нравственную функцию.

— Я уже запутался: где сатира, где юмор...

— Сатира — это степень вашего отрицания чего-то, степень вашей борьбы в служении какой-то идее. А юмор — это метод парадоксального мышления. Вы можете с его помощью ровным счетом ничего не отрицать, а просто посмеиваться; выстраивать комическую ситуацию без борьбы с чем-то. Юмор разряжает обстановку, он дарит человеку в трудную минуту улыбку, радость. А когда есть радость, появляется надежда. Раз человек будет смеяться над самим собой и над больными проблемами — пусть даже сквозь слезы, — ничего страшного. Как говорится: «Ты поплачь, оно и легче станет». Меня интересует сейчас не социальный аспект, который так разработан прессой, политиками, меня интересует нравственный аспект.

— Сегодня сложнее собрать зал?

— Гораздо сложнее. Наверное, раз в двадцать.

— Вы чувствуете, что на вас приходит особая аудитория, как бы «ваш» контингент?

— Могу сказать без лишней скромности, что на моих концертах весь бывший Советский Союз бывает, особенно в Москве, вне зависимости от возраста, профессии, национальности, социального положения. Пойдите на концерт — и вы всех увидите. Я всегда старался и стараюсь быть понятным всем...

— И не считаете это за недостаток?

— Напротив, я считаю это своей задачей. В идеале я должен быть понятен и академику, и дворнику, но при этом быть еще и интересным для одного, и для другого. Сделать чисто элитарный номер для меня не составляет труда. Но мне это не нужно.

— Для вас зритель — ученик, поклонник?..

— Прежде всего партнер. Я и книгу написал — «Хочу в артисты», она скоро выйдет — затем, что моему партнеру нужно объяснить особенности этого жанра — ведь о нем практически еще ничего не сказано в отличие от оперы, рока...

— Бывает так, что вы жалеете о чем-то, что было произнесено со сцены давно...

— Вы хотите сказать, что я когда-то хвалил советскую власть и мне сейчас должно быть стыдно? Нет, я всегда был честен. Я был честным советским человеком, мы верили в коммунизм — особенно во времена хрущевской оттепели. А потом, когда начали закручивать гайки, стала ломаться моя вера в это. В те же годы я сам, без посторонней помощи, пришел к Богу. Не могу сказать, что я был диссидентом, но... Зощенко говорил: «Такое впечатление, что меня перевязали веревками и заставляют делать физзарядку». У меня было такое ощущение.

— Вы много бывали за границей. Где смеха больше?

— У нас в России вообще всегда была замечательная школа комического, многонациональная, интереснейшая. Как ни парадоксально, хоть и перевязанные веревками, мы все равно наращивали мускулы. У нас было гораздо больше художественных приемов, чем у тех же американских артистов, у которых в репертуаре практически только две темы — секс и критика правительства.

— То есть там планка мастерства и вкуса ниже...

— Там другая планка выше. Вот я был на юбилее Боба Хоупа — знаменитого американского комика. И целый вечер плакал. Знаете почему? Во-первых, когда слышу остроумное, по-настоящему талантливое слово, я плачу. А во-вторых, это были слезы от теплоты. Представляете? Радость охватила всю страну. Америка радовалась в этот вечер, все живые президенты его поздравляли, великие актеры... Мы пока что не умеем так радоваться, не очень умеем говорить «спасибо»...

— А не получится так, что лет через пять-десять в арсенале наших сатириков тоже будут две темы — секс и... опять секс?

— Думаю, что нет. Помню, в начале семидесятых, когда уже затянули гайки, в Центральном Доме работников искусств вдруг объявили лекцию Михалкова о сатире. Весь сатирический бомонд пришел. А он начал с этакого рабфаковского вопроса: «Будут ли нужны сатирики при коммунизме?». И в результате долгих умозаключений пришел к выводу, что все-таки будут нужны, потому как дураки будут и при коммунизме — а раз так, над ними придется кому-то смеяться.

— В жизни вы веселый, а наша беседа получилась в некотором роде даже с научным уклоном. Не расскажете ли что-нибудь смешное?

— Моим учителем был Леонид Осипович Утесов. Он любил придумывать разные замечательные истории, и про себя в том числе. Вот одна из них. Однажды Утесов зашел в трамвай, а там плакала женщина. У нее украли кошелек с деньгами. Утесов ее пожалел, дал ей денег, женщина сразу успокоилась, обрадовалась и начала его благодарить, А потом спросила: «Может, вы еще и кошелек вернете?»...

Беседу вел М. БОЛОТОВСКИЙ

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (767) от 14.05.1994 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...