Главная городская газета

Духless-988. Исторический глянец

Свежие материалы Культура

«Культурная» ли виза?

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев обратился к министру культуры Владимиру Мединском не оказывать поддержу в случае обращения известному американскому актеру Читать полностью

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий.

Читать полностью

Меломанов ждал завод

Новый сезон в Мариинке начался музыкой машин.

Читать полностью

Неделя ювелирной моды пройдёт в Музее связи

21-24 сентября 2017 года Музей связи примет неделю ювелирной моды «Сокровища Петербурга», которая объединит почти 250 российских и зарубежных компаний. Читать полностью

Выставка «Блокадный рисунок»

Облик и реалии осаждённого Ленинграда в работах С. П. Светлицкого Читать полностью

Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.

Читать полностью
Реклама
Духless-988. Исторический глянец |

Новый год ознаменовался нашествием на экраны кинотеатров шумно разрекламированного боевика «Викинг».

То, что сей нашумевший фильм соберет кассу в дни длинных каникул, никто и не сомневался. Такой мощной рекламной волны давно не было в российском кино. Рекламные ролики даже без соответствующих отбивок перебивали ход топовых телепрограмм. Репортажи о восторженных зрителях, впервые узнавших о том, что Русь крестил киевский князь Владимир, тоже стоит отнести к излишествам рекламы, авторы которой желают убедить, что «Викинг» - главное событие прошедшего Года кино.

Судя по затратам, с этим тезисом можно согласиться. А если прибавить к упомянутым рекламным и промоутерским трюкам еще и скрытый лозунг создателей фильма - «Российский ответ «Играм престолов», - то окончательно станет ясно, что за потоком «охов» и «ахов» скрывается эффектное и с размахом снятое псевдоисторическое экранное зрелище, сотворенное по правилам маркетинга и превращенное в товар.

Никто не спорит с тем, что массовому зрителю необходимы фильмы, касающиеся различных периодов отечественной истории. Особенно в таких ключевых моментах течения «реки времен», как резкие повороты и опасные пороги. Крещение Руси - одна из таких ситуаций (традиционнно, вслед за летописной хронологией событие принято относить к 988 году). И дело здесь не только в предмете теологических споров, но, скорее, в том, КТО и ПОЧЕМУ выбрал православие в качестве государственно образующей веры для нашего Отечества.

Выбор режиссера Андрея Кравчука и продюсеров «Викинга» пал на актера Данилу Козловского, который и стал на экране тем самым сыном рабыни и князя Святослава, который ничем особенным не выделялся до тех пор, пока не решил обратить Русь в православную веру. А до того он и на новгородском престоле правил, захватив его при помощи наемников-викингов, и Полоцк разорил (согласно фильму, из-за оскорбления, нанесенного княжной Рогнедой), а затем ту же самую Рогнеду изнасиловал на глазах ее родителей. Далее последовал его «мирный» поход на Киев, убийство брата Ярополка и насилие над его женой.

Согласно всем вариантам летописей, был Владимир насильником, свирепым и жестоким воином, язычником и распутником, произведшим, только по зафиксированным данным, на свет тринадцать дочерей и десять сыновей. И все это каким-то странным образом исчезло из фильма Андрея Кравчука, который в очередной раз подтвердил репутацию творца исторических киномифов (вспомните, каким интеллигентом и нежным любовником предстал Колчак в его «Адмирале»). А что же осталось играть Даниле Козловскому, сменившему костюм современного плейбоя на доспехи пропахшего потом и кровью викинга?

По большому счету ничего. Даже людям, мало-мальски знакомым с содержанием «Повести временных лет», очень трудно ухватить логику повествования. Цепь развернутых эпизодов определяется не развитием характера Владимира, а продюсерской логикой «сшивания» на живую нитку череды эффектных батальных сцен. Часть из них заимствована из голливудских источников («Спартак», «Храброе сердце»). Для укрепления конструкции киносказа о князе Владимире повествование ведется от лица наемника Свенельда (Максим Суханов). Логика изложения настолько элементарна, что смысл фабулы фильма поймет даже школьник, не изучавший «Повесть временных лет». Жил-был некий наемник из викингов, который в один прекрасный момент решил стать нравственнее всех и склонить к принятию православия обитателей покоренных им славянских земель. Правда, перед этим принес немало страданий разным племенам, их вождям и особам женского пола.

Получается, что «Викинг» не ответ «Играм престолов», а попытка представить не очень просвещенной публике спорную версию о том, как на Руси было введено православие, по отечественной традиции - «волей сверху». Некое историческое кинофэнтези.

«Викинг» оказался в контексте той разноголосицы мнений, которая возникает при нынешней оценке личности самого князя Владимира, его деяний и событий, происходивших на просторах нашего Отечества более тысячи лет назад. Безусловно, киноверсия образца 2016 года оставит след в перечне экранных версий переломного момента нашей истории. Но зритель вряд ли поймет, почему фильм называется «Викинг», а его персонажи (особенно женщины) выглядят так, будто их нарядили для масштабной исторической реконструкции, которой суждено быть запечатленной на фото для глянцевого журнала.

...Кони скачут, пылают города, кричат и стонут обесчещенные женщины, а Данила Козловский, наряженный князем, сомневается в языческих богах и отчаянно взыскует единого Бога. Российская история. Духless-988.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook