Духless-988. Исторический глянец

Новый год ознаменовался нашествием на экраны кинотеатров шумно разрекламированного боевика «Викинг».

Духless-988. Исторический глянец |

То, что сей нашумевший фильм соберет кассу в дни длинных каникул, никто и не сомневался. Такой мощной рекламной волны давно не было в российском кино. Рекламные ролики даже без соответствующих отбивок перебивали ход топовых телепрограмм. Репортажи о восторженных зрителях, впервые узнавших о том, что Русь крестил киевский князь Владимир, тоже стоит отнести к излишествам рекламы, авторы которой желают убедить, что «Викинг» - главное событие прошедшего Года кино.

Судя по затратам, с этим тезисом можно согласиться. А если прибавить к упомянутым рекламным и промоутерским трюкам еще и скрытый лозунг создателей фильма - «Российский ответ «Играм престолов», - то окончательно станет ясно, что за потоком «охов» и «ахов» скрывается эффектное и с размахом снятое псевдоисторическое экранное зрелище, сотворенное по правилам маркетинга и превращенное в товар.

Никто не спорит с тем, что массовому зрителю необходимы фильмы, касающиеся различных периодов отечественной истории. Особенно в таких ключевых моментах течения «реки времен», как резкие повороты и опасные пороги. Крещение Руси - одна из таких ситуаций (традиционнно, вслед за летописной хронологией событие принято относить к 988 году). И дело здесь не только в предмете теологических споров, но, скорее, в том, КТО и ПОЧЕМУ выбрал православие в качестве государственно образующей веры для нашего Отечества.

Выбор режиссера Андрея Кравчука и продюсеров «Викинга» пал на актера Данилу Козловского, который и стал на экране тем самым сыном рабыни и князя Святослава, который ничем особенным не выделялся до тех пор, пока не решил обратить Русь в православную веру. А до того он и на новгородском престоле правил, захватив его при помощи наемников-викингов, и Полоцк разорил (согласно фильму, из-за оскорбления, нанесенного княжной Рогнедой), а затем ту же самую Рогнеду изнасиловал на глазах ее родителей. Далее последовал его «мирный» поход на Киев, убийство брата Ярополка и насилие над его женой.

Согласно всем вариантам летописей, был Владимир насильником, свирепым и жестоким воином, язычником и распутником, произведшим, только по зафиксированным данным, на свет тринадцать дочерей и десять сыновей. И все это каким-то странным образом исчезло из фильма Андрея Кравчука, который в очередной раз подтвердил репутацию творца исторических киномифов (вспомните, каким интеллигентом и нежным любовником предстал Колчак в его «Адмирале»). А что же осталось играть Даниле Козловскому, сменившему костюм современного плейбоя на доспехи пропахшего потом и кровью викинга?

По большому счету ничего. Даже людям, мало-мальски знакомым с содержанием «Повести временных лет», очень трудно ухватить логику повествования. Цепь развернутых эпизодов определяется не развитием характера Владимира, а продюсерской логикой «сшивания» на живую нитку череды эффектных батальных сцен. Часть из них заимствована из голливудских источников («Спартак», «Храброе сердце»). Для укрепления конструкции киносказа о князе Владимире повествование ведется от лица наемника Свенельда (Максим Суханов). Логика изложения настолько элементарна, что смысл фабулы фильма поймет даже школьник, не изучавший «Повесть временных лет». Жил-был некий наемник из викингов, который в один прекрасный момент решил стать нравственнее всех и склонить к принятию православия обитателей покоренных им славянских земель. Правда, перед этим принес немало страданий разным племенам, их вождям и особам женского пола.

Получается, что «Викинг» не ответ «Играм престолов», а попытка представить не очень просвещенной публике спорную версию о том, как на Руси было введено православие, по отечественной традиции - «волей сверху». Некое историческое кинофэнтези.

«Викинг» оказался в контексте той разноголосицы мнений, которая возникает при нынешней оценке личности самого князя Владимира, его деяний и событий, происходивших на просторах нашего Отечества более тысячи лет назад. Безусловно, киноверсия образца 2016 года оставит след в перечне экранных версий переломного момента нашей истории. Но зритель вряд ли поймет, почему фильм называется «Викинг», а его персонажи (особенно женщины) выглядят так, будто их нарядили для масштабной исторической реконструкции, которой суждено быть запечатленной на фото для глянцевого журнала.

...Кони скачут, пылают города, кричат и стонут обесчещенные женщины, а Данила Козловский, наряженный князем, сомневается в языческих богах и отчаянно взыскует единого Бога. Российская история. Духless-988.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5866) от 12.01.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.