Духless-988. Исторический глянец

Новый год ознаменовался нашествием на экраны кинотеатров шумно разрекламированного боевика «Викинг».

Духless-988. Исторический глянец |

То, что сей нашумевший фильм соберет кассу в дни длинных каникул, никто и не сомневался. Такой мощной рекламной волны давно не было в российском кино. Рекламные ролики даже без соответствующих отбивок перебивали ход топовых телепрограмм. Репортажи о восторженных зрителях, впервые узнавших о том, что Русь крестил киевский князь Владимир, тоже стоит отнести к излишествам рекламы, авторы которой желают убедить, что «Викинг» - главное событие прошедшего Года кино.

Судя по затратам, с этим тезисом можно согласиться. А если прибавить к упомянутым рекламным и промоутерским трюкам еще и скрытый лозунг создателей фильма - «Российский ответ «Играм престолов», - то окончательно станет ясно, что за потоком «охов» и «ахов» скрывается эффектное и с размахом снятое псевдоисторическое экранное зрелище, сотворенное по правилам маркетинга и превращенное в товар.

Никто не спорит с тем, что массовому зрителю необходимы фильмы, касающиеся различных периодов отечественной истории. Особенно в таких ключевых моментах течения «реки времен», как резкие повороты и опасные пороги. Крещение Руси - одна из таких ситуаций (традиционнно, вслед за летописной хронологией событие принято относить к 988 году). И дело здесь не только в предмете теологических споров, но, скорее, в том, КТО и ПОЧЕМУ выбрал православие в качестве государственно образующей веры для нашего Отечества.

Выбор режиссера Андрея Кравчука и продюсеров «Викинга» пал на актера Данилу Козловского, который и стал на экране тем самым сыном рабыни и князя Святослава, который ничем особенным не выделялся до тех пор, пока не решил обратить Русь в православную веру. А до того он и на новгородском престоле правил, захватив его при помощи наемников-викингов, и Полоцк разорил (согласно фильму, из-за оскорбления, нанесенного княжной Рогнедой), а затем ту же самую Рогнеду изнасиловал на глазах ее родителей. Далее последовал его «мирный» поход на Киев, убийство брата Ярополка и насилие над его женой.

Согласно всем вариантам летописей, был Владимир насильником, свирепым и жестоким воином, язычником и распутником, произведшим, только по зафиксированным данным, на свет тринадцать дочерей и десять сыновей. И все это каким-то странным образом исчезло из фильма Андрея Кравчука, который в очередной раз подтвердил репутацию творца исторических киномифов (вспомните, каким интеллигентом и нежным любовником предстал Колчак в его «Адмирале»). А что же осталось играть Даниле Козловскому, сменившему костюм современного плейбоя на доспехи пропахшего потом и кровью викинга?

По большому счету ничего. Даже людям, мало-мальски знакомым с содержанием «Повести временных лет», очень трудно ухватить логику повествования. Цепь развернутых эпизодов определяется не развитием характера Владимира, а продюсерской логикой «сшивания» на живую нитку череды эффектных батальных сцен. Часть из них заимствована из голливудских источников («Спартак», «Храброе сердце»). Для укрепления конструкции киносказа о князе Владимире повествование ведется от лица наемника Свенельда (Максим Суханов). Логика изложения настолько элементарна, что смысл фабулы фильма поймет даже школьник, не изучавший «Повесть временных лет». Жил-был некий наемник из викингов, который в один прекрасный момент решил стать нравственнее всех и склонить к принятию православия обитателей покоренных им славянских земель. Правда, перед этим принес немало страданий разным племенам, их вождям и особам женского пола.

Получается, что «Викинг» не ответ «Играм престолов», а попытка представить не очень просвещенной публике спорную версию о том, как на Руси было введено православие, по отечественной традиции - «волей сверху». Некое историческое кинофэнтези.

«Викинг» оказался в контексте той разноголосицы мнений, которая возникает при нынешней оценке личности самого князя Владимира, его деяний и событий, происходивших на просторах нашего Отечества более тысячи лет назад. Безусловно, киноверсия образца 2016 года оставит след в перечне экранных версий переломного момента нашей истории. Но зритель вряд ли поймет, почему фильм называется «Викинг», а его персонажи (особенно женщины) выглядят так, будто их нарядили для масштабной исторической реконструкции, которой суждено быть запечатленной на фото для глянцевого журнала.

...Кони скачут, пылают города, кричат и стонут обесчещенные женщины, а Данила Козловский, наряженный князем, сомневается в языческих богах и отчаянно взыскует единого Бога. Российская история. Духless-988.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5866) от 12.01.2017.


Комментарии