В Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы «пришел» «Ленинградский пешеход»

«Ленинградский пешеход» — так называется выставка чешского фотографа Иржи Тондла, выпускника факультета журналистики Ленинградского университета, которая открылась в помещении Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы на Невском проспекте, 54.

В Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы «пришел» «Ленинградский пешеход» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Пешеходы — далеко не единственные персонажи Тондла, это слово использовано как образ и идет из далекого 1972 года. Тогда Иржи было 22, он уже публиковал снимки в чехословацких газетах и планировал получать высшее репортерское образование. И тут, как Тондл рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям», — счастливый случай. Ему на глаза попало объявление министерства просвещения Чехословакии о том, что можно поехать учиться в одну из социалистических стран. Иржи выбрал журфак ЛГУ, сдал экзамены и стал студентом старейшего вуза СССР.

На мой вопрос, что было для него самым сильным впечатлением сразу после приезда, Тондл отвечает: «Как люди живут в кулисах города-памятника». Поэтому его главными персонажами стали те, кто перемещался по Ленинграду пешком. На журфаке Тондл учился у Владимира Никитина и Александра Пирожкова. Окончил ЛГУ с красным дипломом, тему помнит до сих пор: «Документальное фото в прессе». За пять лет учебы были сделаны тысячи снимков. Иржи всегда носил с собой справку из Университета, что он студент и снимает для дипломной работы. Но и это не помогло спасти многие пленки от милицейской засветки. В частности, снимки большой очереди за арбузами.

После Ленинграда у Тондла было много лет успешной фоторепортерской работы на разные чешские и международные издания. Он делал репортажи из Китая и Ливии...

Снова счастливая возможность приехать уже в Петербург появилась только через четверть века. В 2002 году Айра Латур, преподаватель фотографии из Калифорнии, предложил Тондлу сделать серию для альбома к 300-летию города. Это было переломное для мировой фотографии время — цифровые камеры стремительно завоевывали мир. Но Тондл предпочел работать на черно-белую пленку проверенной камерой.

На мой вопрос о самом сильном впечатлении от встречи с Ленинградом — Петербургом через 25 лет Иржи отвечает неожиданно: «Мало что изменилось». Возможно, на это повлияла даты поездки — майские праздники. Я поинтересовался: «А как сейчас?». «Все изменилось», — ответил Тондл и добавил, что это впечатление у него сложилось еще в прошлом году, когда приезжал договариваться о выставке.

Для проекта отобрали около 70 снимков, сделанных Тондлом как в 1970-е годы, так и в 2002-м, и не стали ставить даты на этикетках. Тем самым заставляя включать историческую память зрителей постарше и воображение тех, кто моложе.

Репортерским шедевром Тондла является снимок «Студенты-стоматологи и их первый пациент». Четыре мощных молодых человека с шевелюрами «а-ля Элвис Пресли», едва прикрытыми белыми колпаками, обступили со всех сторон тщедушного, ко всему готового клиента.

Замечателен снимок «Реставраторы памятника Петру I». Речь идет о скульптуре Карло Растрелли у Инженерного замка. Девушка-реставратор в модном в 1970-е годы клетчатом пальто стоит на плече императора. Она и заботится о нем, и находится под его символической защитой.

На все времена снимок «Мороженые фрукты» с вывеской «Фрукты», облепленной сосульками, и «Метель» с ленинградками в пуховых шапках. С годами мода на эти головные уборы не проходит.

Многие иностранные фотографы, начиная от Анри Картье-Брессона, снимали загорающих ранней весной у стен Петропавловской крепости. Не избежал соблазна и Тондл. Но выразительнее, образнее снимок тепло одетой обнимающейся пары на фоне ледохода. Истинные чувства растопят любые льды.

Снимок магазина «Пуговицы» на улице Ломоносова сделан в 2002 году, но мог быть создан и 45 лет назад, и позднее. На вопрос: «Почему вас заинтересовал этот простой сюжет?», Тондл хитро улыбается и объясняет: «Пуговицы — это такая вещь, которая полезна только тогда, когда пришита ниткой, то есть несвободна. И в этом ее драма».

#выставка #Булла #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6271) от 18.09.2018 под заголовком «Драма простой пуговицы».


Комментарии