Дорогами милосердия. Музей-госпиталь открылся в деревне Дусьево
Такой интерактивной исторической площадки, как в деревне Дусьево, нет практически больше нигде, по крайней мере на Северо-Западе. Здесь, в Кировском районе Ленобласти, появился музей-госпиталь, посвященный защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Найти его очень просто: он расположен близ пересечения федеральной трассы «Кола» (Мурманского шоссе) и дороги, ведущей в Кобону, за памятником легендарной полуторке.
ФОТО АВТОРА
В свое время «Санкт-Петербургские ведомости» подробно рассказывали о том, как энтузиасты начали создавать этой музей. Дело шло очень медленно, и, честно говоря, у меня были определенные сомнения, что проект вообще удастся осуществить. Однако его организаторы оказались людьми упорными и целеустремленными: они выполнили практически все, что было задумано. Осталось доделать лишь последние мелочи.
Место для музейной площадки выбрано отнюдь не случайно. Как рассказал инициатор проекта местный житель Александр Ерошкин, во время войны в окрестностях деревни Дусьево возник настоящий «госпитальный район» — более двух десятков полевых лазаретов, куда доставляли раненых бойцов Волховского фронта, а также ленинградцев, которых вывозили по Дороге жизни на Большую землю.
Конкретно на том месте, где сейчас расположена музейная площадка, находился хирургический полевой госпиталь № 817. Обследовав территорию, поисковики обнаружили следы авторемонтной зоны и детали полуторки: очевидно, той самой, которая обслуживала госпиталь. Находили и медицинские склянки, большинство из которых были настолько ветхими, что рассыпались в руках.
Теперь на месте бывших землянок построили четыре музейных объекта в виде блиндажей. От подлинных они отличаются размерами: чуть просторнее, чтобы было удобнее посетителям. До мельчайших подробностей воссозданы сортировочная, фармацевтический пункт, где медсестры готовили лекарства, операционная и эвакуационный блок.

ФОТО АВТОРА
— Музей — о том, как медики спасали людей, причем порой творили настоящие чудеса, — говорит экскурсовод Ирина Бурова. — Практически все медицинские инструменты, представленные в экспозиции, подлинные. Многое было предоставлено поисковиками. Вообще же экспозиция в немалой степени пополняется за счет реликвий, которые нам передают неравнодушные люди. Приносят фотографии, личные вещи, документы. Недавно к нам попали шоферские права, выданные в Ленинграде в июле 1943 года на имя Клавдии Тимофеевны Ахелик. Будем искать сведения о ней в архивах…
Рядом с госпиталем — полевая кухня. Не только чтобы накормить посетителей солдатской кашей, но и чтобы напомнить о роли поваров во время Великой Отечественной войны. А куда было без них, родимых? Летом 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР был даже учрежден знак «Отличный повар». Им награждали тех, кто в тяжелой фронтовой обстановке умел вовремя накормить солдат, быстро доставить горячую пищу на передовую. А еще за находчивость: ведь даже в тех условиях надо было суметь хоть как‑то разнообразить еду…
В нескольких десятках метров от госпиталя сохранились подлинные траншеи времен Великой Отечественной войны. Создатели музея привели их в порядок, обшили деревом. Госпиталь обязан был иметь защиту на случай нападения врага. В необходимости противодиверсионной обороны пришлось убедиться после трагической истории, случившейся в феврале 1942 года, когда вражеский отряд смог скрытно подобраться и напасть на советский госпиталь № 2212 в Карелии. Несмотря на флаг медицинского учреждения, нелюди закидывали гранатами блиндажи с ранеными, а всех, кто пытался спастись, расстреливали. После этого случая каждый крупный госпиталь должен был иметь оборону: в ее состав входили артиллерийские орудия, пулеметные и минометные расчеты…

ФОТО АВТОРА
Воссоздали на площадке в Дусьеве и авторемонтную зону. Под навесом стоит полуторка, которую достали со дна Ладоги.
Вид у нее плачевный, но, как пояснила Бурова, машину не будут восстанавливать: оставят в таком виде как историческую реликвию. Эта машина отправилась из Кобоны в Ленинград с грузом муки, колонна попала под вражеский обстрел. Полуторка ушла под лед, водитель погиб. По архивным материалам удалось выяснить, что его звали Александр Богданов.
В Международном центре реставрации работает выставка «Как мамонт Тадибе в Рождествено приехал»Еще одна полуторка, под развевающимся красным знаменем, встречает всех входящих в музейную зону. Она тоже подлинная, и тоже со дна Ладоги. Силами умельцев ее полностью отреставрировали, сейчас она на ходу.
Рядом с ней — воссозданный фрагмент полотна железнодорожной линии Войбокало — Кобона, построенной зимой 1942 года для того, чтобы ускорить движение по Дороге жизни. За 25 дней было возведено 35 километров пути. Работы вели десять отрядов Ленметростроя и три женских строительных батальона из Ленинграда — под непрерывными вражескими обстрелами и бомбежками, в лютые морозы, при сильных метелях и свирепых ветрах. Этот экспонат — дань подвигу строителей железнодорожной ветки…
Интерактивная музейная площадка уже живет своей жизнью: она работает каждый день, с 9.00 до 19.00, сюда приезжают и организованные группы, и семейные экскурсанты, узнавшие про новый музей из новостей по телевизору и в соцсетях. Присмотрели это место и киношники: как раз в тот день, когда автор этих строк приехал в Дусьево, там снимали очередной военный блокбастер, так что бойцы в красноармейской форме смотрелись на музейной площадке очень естественно, словно ожившая история.
— Кроме всего прочего, мы устраиваем здесь для школьников игру «Военная разведка». А патриотический клуб «Ратник» из расположенного неподалеку поселка Приладожский проводит военно-полевые сборы, — рассказала Ирина Бурова. — Ребятам рассказывают об истории битвы за Ленинград, обучают азам военной подготовки и тактической медицины.
Читайте также:
В Северной столице открылась выставка «Гремит салют над Ленинградом…»
1 октября стартует XV Форум малых музеев — ежегодный городской осенний фестиваль
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (8009) от 08.10.2025 под заголовком «Дорогами милосердия».




Комментарии