Дорога, ты знаешь так много

На экранах кинотеатров - фильм-дебют режиссера Александра Ханта с длинным и необычным названием - «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Картина удостоена нескольких престижных наград на кинофестивалях в Карловых Варах и Выборге.

Дорога, ты знаешь так много |

Название ленты определяет сюжет фильма. Стоит только добавить, что Леха Штырь доводится Витьке Чесноку родным отцом. Правда, Витька узнает об этом не сразу и не сразу этой новости радуется. Выяснение отношений между отцом и сыном как раз и случается по дороге в дом инвалидов, расположенный не то на краю области, не то на краю земли.

Странствие двух поначалу совершенно чуждых друг другу людей благодаря обстоятельствам превращается в драму узнавания человека человеком. И в этом процессе обоих его участников ждет немало открытий разной степени горечи и радости. Папа оказывается рецидивистом, да к тому же еще и находится в запутанных отношениях с представителями криминальных кругов. На старте одиссеи по провинциальным дорогам позиция сына была вполне циничной: пристроить папашу в соответствующее социальное заведение и получить причитающуюся по всем законам квартиру. Ибо условия жизни экс-детдомовца Виктора Чеснокова далеки от идеальных.

Режиссер не скрывает, что его герои - отнюдь не ангелы, а жизнь вокруг далека от райских кущ. Он бесстрастно, как кажется, фиксирует происходящее по дороге в тот самый дом. И постепенно из деталей, обстоятельств, персонажей, мелькающих на обочине сюжета, рождается образ реальности, в которой-то жить неуютно, а приходится. Как в дороге: нравится или не нравится тебе пейзаж за окном, но иного шоссе из пункта А в пункт Б нет и не предвидится. Потому и направление движения остается тем, какое выбираешь в начале пути. Так и Витька вроде бы решился на поступок, определяющий судьбу его парализованного отца. Как бы ни раздражали его повороты маршрута, ему с него не сойти.

Александр Хант отнюдь не впадает в грех «чернухи». Он оригинально и увлекательно, почти без швов, сумел соединить в пространстве одного сюжета два вечных мотива искусства - «дорога» и «семья». Витька Чеснок и Леха Штырь отправились по дороге к вполне конкретной цели. Но именно это странствие и определило суть их отношений, которые трудно назвать семейными в привычном житейском смысле. Но что-то узнаваемо семейное в этом есть.

Как есть и немало отсылок к образцам из богатейшего наследия десятой музы. Вроде постоянной истерической реакции Витьки на очередную реплику папаши «Пацан!». Реакция узнаваема и предсказуема: «Не называй меня «пацан»!». Лукавый кивок в сторону отношений Индианы Джонса и его отца из фильма Спилберга, этакая вишенка на торте, позволяет оценить глубину вроде бы простой истории про то, как сынок сплавляет отца в дом инвалидов. И это тоже будет горькой правдой об их отношениях. Недаром кульминация истории - эпизод, когда Витька Чеснок, рискуя жизнью, вырывает отца из лап бандитов. И это вовсе не подвиг, а отчаяние на грани истерики.

Стоит сказать добрые слова в адрес Евгения Ткачука, играющего сына на высоком градусе эмоций. Ему веришь настолько, что поневоле ждешь финала с хеппи-эндом. Как ждет его и пристроенный в дом инвалидов тот самый Леха Штырь в колоритном исполнении Алексея Серебрякова.

Помятое годами и дорогами авто Виктора отъезжает от дома инвалидов, и вроде бы обратный путь героя определен. Но что-то заставляет его затормозить, остановиться и задуматься. Нам не дано узнать решение. Но ясно одно: перед нами в кадре уже не хамоватый Витька Чеснок, парень родом из детдома, а Виктор Чесноков, трудяга, муж, отец и сын. И он находится в пути.

#Александр Хант #фильм-дебют #награды

Комментарии