Дон Жуан в Царском Селе

С 12 по 22 июля в Петербурге в четвертый раз пройдет фестиваль «Опера – всем». Все желающие смогут увидеть оперные шедевры под открытым небом. Пока любители жанра скрещивают пальцы, чтобы погода выдалась хорошей, наш корреспондент расспросила музыкального руководителя фестиваля Фабио МАСТРАНДЖЕЛО о том, чем еще организаторы удивят нас в этом году.

Дон Жуан в Царском Селе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Фабио, какой из спектаклей фестиваля вам кажется самым интересным?

– Это как выбрать из четырех сыновей любимого, у меня не получится. Как хороший отец, я всех люблю одинаково. Естественно, трепетно отношусь к операм, которыми сам дирижирую, – это «Мазепа» Чайковского на Соборной площади Петропавловской крепости 12 июля и «Дон Жуан» Моцарта в Царском Селе 18 июля.

Каждый год в программе фестиваля у нас новые оперы, мы никогда не показываем одну постановку дважды. Поэтому каждый наш оперный спектакль уникален. И если «Дон Жуаном» я много раз дирижировал (хотя первый раз это произойдет на открытом воздухе), то «Мазепой» никогда. Мне всегда интересно пробовать себя в чем-то новом. Тем более что в этой опере сошлись два русских гения, перед которыми я преклоняюсь, – Чайковский и Пушкин.

«Мазепа» в первую очередь патриотическая опера, она восхваляет победы русского духа, русского оружия, раскрывает силу и доблесть народа. Мне видится символичным, что «Мазепа» прозвучит перед Петропавловским собором, где похоронен Петр I, без которого не было бы победы под Полтавой и других славных викторий в нашей истории. Ставить оперу «Мазепа» предстоит режиссеру и арт-директору «Оперы – всем» Виктору Высоцкому.

Пять лет назад спектакль «Дон Жуан» я выпустил в Екатеринбургском театре оперы и балета, когда был там главным дирижером, с немецким режиссером Матиасом фон Штекманом. Очень интересная была постановка, с неожиданными решениями – я до сих пор под впечатлением. На этот раз все будет по-другому, тем более что ставит «Дон Жуана» молодой креативный режиссер Василий Заржецкий. Режиссерские сюрпризы выдавать не хочу, но они точно будут.

Также мы исполним «Турандот» в парке у Мюзик-холла 15 июля, дирижировать предстоит народному артисту России Сергею Стадлеру. Завершающий спектакль покажем, как обычно, в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове 22 июля. За дирижерский пульт встанет итальянский дирижер Марко Паче, прозвучит «Любовный напиток» Доницетти – тоже впервые на открытом воздухе. Я не сомневаюсь, что все будет по итальянским традициям.


– Много трудностей пришлось преодолеть при подготовке фестиваля?

– Конечно, поднять столь масштабное мероприятие, как фестиваль, состоящий из четырех полноценных спектаклей, – большой труд. У нас оригинальные декорации, содержательные, концептуальные. Все четыре года с нами работает замечательный художник-постановщик Юлия Гольцова. В ее творческой фантазии рождаются эффектные эскизы, которые, что важно, не затмевают, а только подчеркивают красоту архитектурных ансамблей, в которых мы представляем наши оперы. Важна умная работа костюмеров, гримеров, ведь исполнителей должно быть видно огромному числу зрителей на любом расстоянии от сцены, а у нас оно может быть большим: задумка режиссера и художника не должна потеряться.

Как вы понимаете, очень важный аспект open air – это звук, его качество. Наши специалисты – большие знатоки всех нюансов звукопередачи на открытом воздухе в оперном спектакле, мы совершенствуем звук год от года. Надо учитывать, что и для исполнителей петь на улице совсем непривычное занятие. Это требует другой концентрации, специальной техники. Для наших певцов участие в фестивале очень интересный и полезный опыт. Они не раз мне говорили, что после выступления на открытом воздухе петь в театральном зале значительно проще. Это, конечно, своего рода шутка, но с большой долей правды.

Так что свести все элементы постановки воедино, чтобы зрителям казалось, что все легко и просто, – это тонкое искусство... Зато как приятно, когда видишь много людей! Мы учли ошибки первого фестиваля, когда не все желающие смогли попасть на наши спектакли в силу ограниченного пространства некоторых площадок. Теперь выбираем только те места, которые позволяют принять любое количество посетителей.

Кстати, исполнение двух опер – «Мазепы» и «Дон Жуана» – пройдет в сопровождении Камерного оркестра театра «Мюзик-холл», который мы сформировали в апреле этого года. Это, можно так сказать, мой любимый ребенок.

Для меня главное, что люди, у которых нет финансовой возможности посетить театр, смогут насладиться шедеврами. «Опера – всем» не только художественная акция, но и социальная. Благодаря поддержке комитета по культуре мы сохраняем одно из важнейших преимуществ фестиваля – свободный вход на постановки. В этом году нам удалось заручиться спонсорской поддержкой крупного банка. И это здорово.


– В мире есть подобные фестивали?

– Есть похожие по формату open air, но предоставляющих бесплатный вход нет. В Европе такие мероприятия носят исключительно коммерческий характер. В мире принято проводить концерты или показывать спектакли на открытом воздухе на одной площадке. Особенность же нашего фестиваля еще и в том, что каждую оперу мы играем в новом месте. И каждый раз думаем, как приспособить под исполнение место, не предназначенное для оперных представлений, и показать людям, что общедоступные зрелища порой не уступают дорогостоящим постановкам в престижных залах. Непростая задача.


– Будут ли звезды среди приглашенных артистов?

– У нас нет возможности платить высокие гонорары. Но мы и не стремимся ухватить невероятную звезду. Санкт-Петербург богат на таланты, у нас замечательные музыкальные театры, одаренные исполнители, уникальная музыкальная среда. В спектаклях нашего фестиваля на сцену выйдут солисты Мариинского театра, Михайловского, «Санкт-Петербург-оперы», театра «Зазеркалье», «Петербург-концерта», московской «Геликон Оперы». И потом у нас одна из лучших консерваторий мира, ее студенты и выпускники принимают участие в фестивале. Для них возможность выйти на профессиональную сцену не только бесценный опыт, но и шанс заявить о себе.


– В новом сезоне Мюзик-холл начнет продавать абонементы...

– Будет три абонемента. Первый полностью посвящен Чайковскому. Мы назвали его «Чайковский. Известный и неизвестный». Пять концертов включат в себя исполнение всех сюит для оркестра, редко звучащего концерта-фантазии для фортепиано с оркестром с пианистом Николаем Медведевым, который прекрасно показал себя на конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве. А на скрипке будет солировать успешный и известный молодой скрипач Сергей Догадин. Мы исполним все произведения Чайковского для струнного оркестра.

Второй абонемент – «Музыкальное путешествие». Каждая страна мира обладает своим неповторимым музыкальным колоритом, многие славятся композиторскими школами и направлениями. Музыка стран, композиторы которых сформировали то, что мы сегодня называем классикой, великими образцами, шедеврами, прозвучит в концертах этого абонемента. Это произведения композиторов Италии, Франции, России, Австрии.

Третий абонемент – «Музыка и сказка» – мы сделали специально для детей и родителей, это семейный поход в театр. Вместе с музыкантами на сцену выйдут популярные артисты – Константин Хабенский, Анна Ковальчук, Николай Добронравов, Михаил Морозов и прочтут русские сказки. Нам важно, что все три абонемента держатся на нашем молодом коллективе – Камерном оркестре театра «Мюзик-холл».


– По нашим сведениям, в начале нового сезона в Мюзик-холле должен состояться благотворительный концерт в помощь пострадавшим от пожаров в Хакасии.

– Мне кажется очень важной инициатива Министерства культуры провести этот концерт. Музыканты трепетно относятся к такого рода мероприятиям, когда нас объединяет общая цель – помочь пострадавшим людям. В концерте примут участие Аскар Абдразаков и Татьяна Павловская – великолепные исполнители, выступавшие на лучших сценах мира. Они будут петь в сопровождении оркестра театра «Мюзик-холл» под моим управлением. Я очень надеюсь, что этот концерт выполнит свою благотворительную миссию и общими усилиями мы поможем нашим соотечественникам, оказавшимся в столь сложной жизненной ситуации.


– Замечательно, что вы уделяете такое большое внимание социальным аспектам культуры.

– Такова судьба этого театра – до революции Мюзик-холл назывался Народным домом императора Николая II и был построен, чтобы своими концертами, постановками отвлечь людей от повседневности, а иногда и направить на верный путь. Сегодня другие времена, другие проблемы волнуют общество, но мне хочется надеяться, что музыка всегда будет фактором, объединяющим людей, доставляющим удовольствие и обогащающим духовно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии