Дон Жуан в Царском Селе

С 12 по 22 июля в Петербурге в четвертый раз пройдет фестиваль «Опера – всем». Все желающие смогут увидеть оперные шедевры под открытым небом. Пока любители жанра скрещивают пальцы, чтобы погода выдалась хорошей, наш корреспондент расспросила музыкального руководителя фестиваля Фабио МАСТРАНДЖЕЛО о том, чем еще организаторы удивят нас в этом году.

Дон Жуан в Царском Селе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Фабио, какой из спектаклей фестиваля вам кажется самым интересным?

– Это как выбрать из четырех сыновей любимого, у меня не получится. Как хороший отец, я всех люблю одинаково. Естественно, трепетно отношусь к операм, которыми сам дирижирую, – это «Мазепа» Чайковского на Соборной площади Петропавловской крепости 12 июля и «Дон Жуан» Моцарта в Царском Селе 18 июля.

Каждый год в программе фестиваля у нас новые оперы, мы никогда не показываем одну постановку дважды. Поэтому каждый наш оперный спектакль уникален. И если «Дон Жуаном» я много раз дирижировал (хотя первый раз это произойдет на открытом воздухе), то «Мазепой» никогда. Мне всегда интересно пробовать себя в чем-то новом. Тем более что в этой опере сошлись два русских гения, перед которыми я преклоняюсь, – Чайковский и Пушкин.

«Мазепа» в первую очередь патриотическая опера, она восхваляет победы русского духа, русского оружия, раскрывает силу и доблесть народа. Мне видится символичным, что «Мазепа» прозвучит перед Петропавловским собором, где похоронен Петр I, без которого не было бы победы под Полтавой и других славных викторий в нашей истории. Ставить оперу «Мазепа» предстоит режиссеру и арт-директору «Оперы – всем» Виктору Высоцкому.

Пять лет назад спектакль «Дон Жуан» я выпустил в Екатеринбургском театре оперы и балета, когда был там главным дирижером, с немецким режиссером Матиасом фон Штекманом. Очень интересная была постановка, с неожиданными решениями – я до сих пор под впечатлением. На этот раз все будет по-другому, тем более что ставит «Дон Жуана» молодой креативный режиссер Василий Заржецкий. Режиссерские сюрпризы выдавать не хочу, но они точно будут.

Также мы исполним «Турандот» в парке у Мюзик-холла 15 июля, дирижировать предстоит народному артисту России Сергею Стадлеру. Завершающий спектакль покажем, как обычно, в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове 22 июля. За дирижерский пульт встанет итальянский дирижер Марко Паче, прозвучит «Любовный напиток» Доницетти – тоже впервые на открытом воздухе. Я не сомневаюсь, что все будет по итальянским традициям.


– Много трудностей пришлось преодолеть при подготовке фестиваля?

– Конечно, поднять столь масштабное мероприятие, как фестиваль, состоящий из четырех полноценных спектаклей, – большой труд. У нас оригинальные декорации, содержательные, концептуальные. Все четыре года с нами работает замечательный художник-постановщик Юлия Гольцова. В ее творческой фантазии рождаются эффектные эскизы, которые, что важно, не затмевают, а только подчеркивают красоту архитектурных ансамблей, в которых мы представляем наши оперы. Важна умная работа костюмеров, гримеров, ведь исполнителей должно быть видно огромному числу зрителей на любом расстоянии от сцены, а у нас оно может быть большим: задумка режиссера и художника не должна потеряться.

Как вы понимаете, очень важный аспект open air – это звук, его качество. Наши специалисты – большие знатоки всех нюансов звукопередачи на открытом воздухе в оперном спектакле, мы совершенствуем звук год от года. Надо учитывать, что и для исполнителей петь на улице совсем непривычное занятие. Это требует другой концентрации, специальной техники. Для наших певцов участие в фестивале очень интересный и полезный опыт. Они не раз мне говорили, что после выступления на открытом воздухе петь в театральном зале значительно проще. Это, конечно, своего рода шутка, но с большой долей правды.

Так что свести все элементы постановки воедино, чтобы зрителям казалось, что все легко и просто, – это тонкое искусство... Зато как приятно, когда видишь много людей! Мы учли ошибки первого фестиваля, когда не все желающие смогли попасть на наши спектакли в силу ограниченного пространства некоторых площадок. Теперь выбираем только те места, которые позволяют принять любое количество посетителей.

Кстати, исполнение двух опер – «Мазепы» и «Дон Жуана» – пройдет в сопровождении Камерного оркестра театра «Мюзик-холл», который мы сформировали в апреле этого года. Это, можно так сказать, мой любимый ребенок.

Для меня главное, что люди, у которых нет финансовой возможности посетить театр, смогут насладиться шедеврами. «Опера – всем» не только художественная акция, но и социальная. Благодаря поддержке комитета по культуре мы сохраняем одно из важнейших преимуществ фестиваля – свободный вход на постановки. В этом году нам удалось заручиться спонсорской поддержкой крупного банка. И это здорово.


– В мире есть подобные фестивали?

– Есть похожие по формату open air, но предоставляющих бесплатный вход нет. В Европе такие мероприятия носят исключительно коммерческий характер. В мире принято проводить концерты или показывать спектакли на открытом воздухе на одной площадке. Особенность же нашего фестиваля еще и в том, что каждую оперу мы играем в новом месте. И каждый раз думаем, как приспособить под исполнение место, не предназначенное для оперных представлений, и показать людям, что общедоступные зрелища порой не уступают дорогостоящим постановкам в престижных залах. Непростая задача.


– Будут ли звезды среди приглашенных артистов?

– У нас нет возможности платить высокие гонорары. Но мы и не стремимся ухватить невероятную звезду. Санкт-Петербург богат на таланты, у нас замечательные музыкальные театры, одаренные исполнители, уникальная музыкальная среда. В спектаклях нашего фестиваля на сцену выйдут солисты Мариинского театра, Михайловского, «Санкт-Петербург-оперы», театра «Зазеркалье», «Петербург-концерта», московской «Геликон Оперы». И потом у нас одна из лучших консерваторий мира, ее студенты и выпускники принимают участие в фестивале. Для них возможность выйти на профессиональную сцену не только бесценный опыт, но и шанс заявить о себе.


– В новом сезоне Мюзик-холл начнет продавать абонементы...

– Будет три абонемента. Первый полностью посвящен Чайковскому. Мы назвали его «Чайковский. Известный и неизвестный». Пять концертов включат в себя исполнение всех сюит для оркестра, редко звучащего концерта-фантазии для фортепиано с оркестром с пианистом Николаем Медведевым, который прекрасно показал себя на конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве. А на скрипке будет солировать успешный и известный молодой скрипач Сергей Догадин. Мы исполним все произведения Чайковского для струнного оркестра.

Второй абонемент – «Музыкальное путешествие». Каждая страна мира обладает своим неповторимым музыкальным колоритом, многие славятся композиторскими школами и направлениями. Музыка стран, композиторы которых сформировали то, что мы сегодня называем классикой, великими образцами, шедеврами, прозвучит в концертах этого абонемента. Это произведения композиторов Италии, Франции, России, Австрии.

Третий абонемент – «Музыка и сказка» – мы сделали специально для детей и родителей, это семейный поход в театр. Вместе с музыкантами на сцену выйдут популярные артисты – Константин Хабенский, Анна Ковальчук, Николай Добронравов, Михаил Морозов и прочтут русские сказки. Нам важно, что все три абонемента держатся на нашем молодом коллективе – Камерном оркестре театра «Мюзик-холл».


– По нашим сведениям, в начале нового сезона в Мюзик-холле должен состояться благотворительный концерт в помощь пострадавшим от пожаров в Хакасии.

– Мне кажется очень важной инициатива Министерства культуры провести этот концерт. Музыканты трепетно относятся к такого рода мероприятиям, когда нас объединяет общая цель – помочь пострадавшим людям. В концерте примут участие Аскар Абдразаков и Татьяна Павловская – великолепные исполнители, выступавшие на лучших сценах мира. Они будут петь в сопровождении оркестра театра «Мюзик-холл» под моим управлением. Я очень надеюсь, что этот концерт выполнит свою благотворительную миссию и общими усилиями мы поможем нашим соотечественникам, оказавшимся в столь сложной жизненной ситуации.


– Замечательно, что вы уделяете такое большое внимание социальным аспектам культуры.

– Такова судьба этого театра – до революции Мюзик-холл назывался Народным домом императора Николая II и был построен, чтобы своими концертами, постановками отвлечь людей от повседневности, а иногда и направить на верный путь. Сегодня другие времена, другие проблемы волнуют общество, но мне хочется надеяться, что музыка всегда будет фактором, объединяющим людей, доставляющим удовольствие и обогащающим духовно.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...