Дон Жуан стремительный

Маэстро Теодор Курентзис вновь выступил в Большом зале Филармонии на фестивале «Дягилев. P. S.», на этот раз с одним из своих любимых сочинений – оперой «Дон Жуан» в исполнении международного состава солистов и пермского хора и оркестра musicAeterna.

Дон Жуан стремительный |  ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

В минувшем сезоне в Пермском театре оперы и балета под музыкальным руководством Курентзиса (на снимке) была выпущена премьера этой оперы в постановке аргентинского режиссера Валентины Карраско. В Петербурге от той постановки остались следы, включая не только стремительные темпы – один из главных коньков Теодора, который обладает непревзойденным умением управлять своим оркестром, как гоночной машиной.

На престижный фестиваль «Дягилев. P. S.» было решено привезти зарубежных солистов – ни одного пермяка здесь не оказалось. Этот состав в следующем году должен предстать в последнем релизе моцартовской трилогии – опере «Дон Жуан», – выпущенном на Sony Classical. Стало традицией ждать от Курентзиса встрясок и экстравагантностей.

Набитый до отказа Большой зал Филармонии показал, что в Петербурге желающих услышать что-то именно небанальное, яркое и альтернативное неживому академизму оказалось очень много. Отрадно было видеть в Большом зале Филармонии не только модную фестивальную публику, но и юные лица, а также представителей поколений, слушавших и помнивших еще Евгения Мравинского. В зале стояла почти идеальная тишина.

Именно такой тишины требовала и сама интерпретация Курентзиса. Кажется, только ленивый не знает о том, что неистовый маэстро Теодор исповедует аутентичный подход к исполнению, в частности, музыки Моцарта. Но в отличие от многих коллег по исторически информированному исполнительству музыканты Курентзиса играют музыку так, будто она сочинена вчера. Сочетание барочных подхода и инструментария с энергией высоких скоростей цифрового века наделяет классический шедевр эффектом скорости не звука, а ослепительного света.

Впрочем, героя «Дон Жуана» только так и можно характеризовать. Во время исполнения этого стремительного «Дон Жуана» казалось, что дирижер если даже не сознательно, то уж точно бессознательно показывал, что за этой неутолимой жаждой жизни стоит последний рубеж, а за ним уже – нечто совсем не известное. Впрочем, он всего лишь следовал партитуре Моцарта.

Курентзис декларативно ставит темп во главу угла, создавая некий психологический феномен, заключающийся в противоборстве горизонтали (живой Дон Жуан) с вертикалью (неживой Командор). Время здесь состязается с пространством, сжимая и разжимая друг друга – кто кого?

Главный герой у Димитриоса Тилякоса получился интеллигентным мачо, чутким и обходительным со своими женщинами, тонким ценителем чувственных наслаждений. Его тихая серенада под нежно воркующий аккомпанемент мандолины под окном служанки донны Эльвиры во II акте получилась куда более яркой кульминацией, чем дикая «Ария с шампанским» из 1-го действия. Вито Прианте создал динамичный образ Лепорелло – комичного слуги, переметнувшегося сюда прямо из комедии дель арте. Женщины Дон Жуана были как на подбор, равно как и их партнеры. Утонченной, рефлексирующей страдалице Донне Анне в исполнении худенькой брюнетки Мирто Папатанасиу соответствовал подтянутый, застегнутый на все пуговицы tenore di grazia («изящный тенор») Кеннет Тарвер, воплощение рыцарства. А простушке Церлине (Кристина Ганш), обольстительный голос которой местами выдавал в ней будущую донну Анну, был подобран идеальный жених Мазетто с брутальной внешностью итальянского баса-красавца Гуидо Локонсоло. Особняком стояла брошенная жена Дон Жуана – Донна Эльвира в блистательной трактовке Карины Говин, большой мастерицы в области барочной музыки, которая выписывала ажурнейшие колоратуры. Становилось непонятно, отчего Дон Жуан покинул женщину с таким волшебным голосом?

Музыканты пермского оркестра musicAeterna играли стоя, не столько напоминая о традиции времен Моцарта, сколько манифестируя традицию именно этого оркестра: так, согласно взгляду Теодора Курентзиса, в рождении музыки участвует все тело. Перед ними на подиуме неутомимо возвышался образец вечного двигателя – сам маэстро. Он не только дирижировал руками и всем корпусом. Дирижирования на одном месте ему явно не хватало – он был готов петь, плясать, летать, проникать во все поры филармонического пространства, присутствовать сразу везде и во всех. А потому после его «Дон Жуана» было ощущение, как после сеанса какого-то удивительного массажа.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5594) от 27.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?