Доминго улетел, но обещал вернуться

Легенда мировой оперы Пласидо Доминго выступил в Мариинском театре как солист, исполнив титульную партию в опере «Симон Бокканегра» Верди, и как маэстро, продирижировав «Травиату» Верди.

Доминго улетел, но обещал вернуться | ФОТО Наташи РАЗИНОЙ предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Наташи РАЗИНОЙ предоставлено пресс-службой театра

Фестиваль «Звезды белых ночей» начался и продолжается в сияющем звездном режиме. Лучшие оперные солисты увлеченно демонстрируют свои творческие силы. Перед слушателями, исправно переполняющими залы, уже продефилировали меццо-сопрано Екатерина Семенчук в партиях Далилы и Азучены, сопрано Татьяна Сержан – в партиях Амелии и Леоноры, сопрано Млада Худолей – в Турандот, баритон Роман Бурденко – в партии верховного жреца Дагона в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Нажмиддин Мавлянов – в Манрико в «Трубадуре»...

Пласидо Доминго вернулся на сцену Мариинского спустя три года – после того как приезжал сюда отметить открытие Мариинского-2. История взаимоотношений легендарного оперного певца с Мариинским театром, а точнее, с его художественным руководителем Валерием Гергиевым, охватывает пару десятилетий. Доминго пел Германа в «Пиковой даме» в спектакле нью-йоркской «Метрополитен-опера» с маэстро Гергиевым за пультом еще в 1999-м. Позже великий испанец приезжал в Мариинский театр не раз, выступая в ведущих партиях тенорового репертуара. В Петербурге он пел и Отелло в одноименной опере Верди, и Зигмунда в «Валькирии» Вагнера, и даже принимал участие в гала-концерте на Дворцовой площади вместе с Ольгой Бородиной.

В истории Мариинского театра был и такой славный эпизод, когда супруга певца Марта Доминго ставила оперу «Сказки Гофмана» Оффенбаха. В 2013-м маэстро Доминго прилетал в любимый Мариинский театр принять участие в концерте открытия Новой сцены, где выступил в роли дирижера в одном из номеров и спел фирменного Зигмунда. А на основной сцене по случаю торжеств тогда дебютировал уже в статусе баритона – в партии Набукко в одноименной опере Верди.

На сей раз Доминго спел свою любимую уже баритоновую партию – Симона Бокканегры, продемонстрировав фантастическое состояние легендарного голоса. Именно с этой партии в 2010 году он начал свою новую сценическую жизнь, переквалифицировавшись из теноров в баритоны. В его 75, которые маэстро отметил в январе, он являет исполнительское чудо – феномен как человеческий, так и артистический. Певцу стало чуть сложнее бегать по сцене, хотя он всячески храбрится и даже не отказался в этом спектакле на мариинской сцене перенести, согласно сценарию, умершую жену на руках.

Особенно хорош он был в платке корсара в темном прологе оперы – его, похоже, не сразу распознала публика, иначе встретила бы звезду шквалом оваций. Но уже в первом действии он появился в наряде дожа Генуи, и слушатели, заметив фирменные кудри, посеребренные сединой, наконец поняли, что перед ними тот самый Доминго. Постановка «Симона Бокканегры» в Мариинском театре, где зрители купаются взглядом в Лигурийском море, блещущем на видеозаднике от начала до конца, оказалась идеальной для певца. Он чувствовал себя как рыба в воде, введясь в спектакль всего лишь с пары репетиций. Партия Бокканегры дала Доминго возможность показать богатство своего голоса, не утратившего ни полетности, ни магнетизма. В этой партии и в этом образе Доминго реализует весь свой богатейший музыкантский опыт.

В партнеры ему досталась одна из лучших лирико-драматических сопрано современности – Татьяна Сержан, певшая Амелию Гримальди, дочь Бокканегры. Их голоса сливались не только благодаря особой тембральной краске, имеющейся в голосовой палитре того и другого, но и музыкальности, трудно характеризуемой словами, душевной тонкости и проникновенности. Каждый жест певец превращал в театральное событие, заставляя поверить в происходившее много веков назад и переживать так, будто все случилось сегодня на твоих глазах.

В «Травиате» Пласидо Доминго показал истинное мастерство дирижера. Не знаю, как у певцов, но у слушателей было ощущение, что музыка колышется в воздухе: настолько мягко, деликатно, невероятно певуче звучал оркестр. Маэстро знает эту оперу вдоль и поперек, поскольку основную часть своей карьеры исполнял теноровую партию – влюбленного Альфреда, а сейчас поет баритоном его отца Жоржа Жермона.

На сей раз в руках маэстро в заглавной партии была европейская звездочка петербургского происхождения – лирическое сопрано Ольга Перетятько. Исполнявшая во второй раз партию куртизанки, Ольга, вероятно, слишком глубоко перевоплощалась в роль – оба раза ей в антракте объявляли благодарность за то, что она имела мужество выйти на сцену, несмотря на плохое самочувствие. Но, возможно, причиной нездоровья было ее выступление накануне на Дворцовой площади, где было очень холодно, а Ольга щеголяла обнаженными плечами. Больше всего пострадала первая развернутая ария Виолетты, а точнее – ее пассажи в верхнем регистре. Но уже в сцене объяснения с отцом Альфреда певица все компенсировала и красотой кантилены, и теплотой среднего регистра, и техничностью фразировок. А финальная сцена оперы, в которой героиня умирает, и вовсе прошла на одном дыхании. Маэстро Доминго по-отечески оберегал не только чахоточную Виолетту, но и всех остальных солистов, ведя их в очень щадящем, «санаторно-курортном» темповом режиме.

Доминго улетел, но обещал вернуться едва ли не в следующем сезоне, потому что ему здесь очень нравится.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5715) от 03.06.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.